top of page

Я сожгу этот дом


Павел Павлович Латушко: заместитель руководительницы Объединенного Переходного Кабинета Беларуси, руководитель Народного антикризисного управления, посол

Антидобрососедская политика Лукашенко — целенаправленная и системная — противоречит взглядам беларусов. Очевидный тому пример: варварское разрушение польских захоронений на территории Беларуси: в Бобровичах и Диндилишках Ивьевского района, в Ивье и Ошмянах, Микулишках и Волковыске, многих других местах. Беларусы всегда относились с уважением к любым захоронениям — местам памяти умерших людей. Радуница и деды — дни памяти наших умерших предков, когда на кладбищах принято наводить порядок, вспоминать своих умерших близких. Для беларусов — это особые символические дни, а места захоронений — по-своему святые места. Но представьте себе: в нашей стране бульдозерами сносят памятники, ровняют с землей захоронения поляков. Сносят памятники, под которыми покоятся люди. И это просто не укладывается в голове. И стоит понимать, что кто-то отдает на это приказ — и мы знаем кто. Такую политику инициирует лично Лукашенко.

И Лукашенко всегда стремился искусственно препятствовать выстраиванию уважительных отношений с нашими соседями, с народами соседних стран. И продолжает это делать сегодня: он забрасывает диверсантов и нелегальных мигрантов на территорию Польши, постоянно дестабилизирует ситуацию на границе, угрожает соседям. И его помощники способствуют этому.

Она сказала, что сожжет этот дом. Я ответил, что это уничтожит беларуско-польские отношения — именно таким был диалог в Гродненском облисполкоме в 2004 году. Речь шла о доме Чеслава Немана — знаменитого польского музыканта, автора известной для большого количества поляков песни — «Удивительный этот мир» (Dziwny jest ten świat). Недавняя встреча с министром культуры Польши началась именно с этих слов. Слов Чеслава Немана — легенды польской музыки, который родился в Беларуси.

Вспоминаю, как вскоре после смерти легендарного польского музыканта в 2004 году ко мне (в то время — послу Беларуси в Польше) пришли вдова музыканта и его родственники. Они обратились с инициативой о переносе дома классика польской музыки из Старых Василишек на Гродненщине в Польшу, чтобы в Польше создать в нем музей.

Именно в этом доме в Гродненской области родился Чеслав Неман — поистине выдающаяся личность, известный музыкант, исполнитель и композитор, без преувеличения легенда польской музыки. И Беларусь в жизни музыканта имела особое значение: став известным польским музыкантом, он сохранил псевдоним в честь беларуской реки Неман. Большинство поляков, но, думаю, и многие беларусы помнят архивное выступление Немана в Ополе в 1967 году — популярный польский исполнитель выступает на сцене в беларуской кашуле. Польша. Ополе. Беларуский псевдоним и беларуская рубашка у польского музыканта. Чем не символичная иллюстрация к совместному беларуско-польскому наследию?

На беларуской земле находится огромное количество мест, связанных с совместной беларуско-польской историей. Именно на беларуской земле родились великие представители беларуского и польского народов — Адам Мицкевич, Тадеуш Костюшко, Рышард Капустинский, Станислав Монюшко и многие другие. И мы считаем их своими. И в Польше их тоже считают своими. Не раз именно от польской элиты и интеллигенции я слышал оценку о том, что эти выдающиеся личности — наше общее наследие, гордость двух народов. И прекрасным примером нашего общего исторического наследия является и Чеслав Неман.

Помню эту беседу с близкими Немана. Дом Чеслава Немана в Старых Василишках, где родился и вырос музыкант, был ценным для его близких. И именно поэтому у близких Немана появилась идея перенести его в Польшу. 

Позже у меня состоялась беседа в Гродненском облисполкоме. В то время уже наращивался конфликт с союзом поляков Беларуси, повышался градус взаимоотношений. Разговор об отношениях с Польшей проходил в кабинете заместителя председателя Гродненского облисполкома Марии Бирюковой. Представительница русского мировоззрения, она сказала императивно следующее: «Я дам указание, и сожгу этот дом».

Сжечь дом легенды польской культуры — это варварское предложение вызвало у меня возмущение и шок. Я ответил ей: «Думаю, что если вы пойдете на этот шаг, то на следующий день Газета Выборча, Речь Посполитая и многие другие крупнейшие газеты Польши — выйдут с черными полосами. И вы даже не представляете, какой удар вы сделаете по беларуско-польским отношениям — и эти последствия будут просто катастрофическими». Риск и угроза варварского отношения со стороны режима существовала всегда. И продолжает существовать. Но это отношение режима Лукашенко, а не беларусов — и это важно понимать.

Позже, во времена работы министром культуры, появилась общественная инициатива по созданию на базе Дома Чеслава Немана музея, посвященного музыканту. На этот счет у меня даже был разговор в тот момент с главой администрации Лукашенко Макеем. Как министр культуры, тогда я полностью поддержал проект открытия музея Чеслава Немана в Старых Василишках. Сегодня этот музей функционирует, сохраняя память о важном для Польши уроженце Беларуси. И такой проект был вкладом в укрепление наших дружеских взаимоотношений с Польшей.

Лукашенко — всегда стремился препятствовать уважительным отношениям с соседями. И продолжает устраивать провокации и сегодня.

«Еще одна оперативная информация. Дословно цитирую (это уже для поляков важно): «Польская и американская разведки готовят крупномасштабную провокацию против гражданского населения Польши, в которой обвинят Россию и Беларусь».

Он делает все, чтобы вбить клин и в беларуско-польские взаимоотношения, отрезать нас от европейского наследия, разрушить наши добрые отношения с поляками. Беларусы и поляки, литовцы и латыши, должны понимать, что режим делает все то же самое, что он сделал между беларусами и украинцами. К сожалению, очень многие украинцы к нам, беларусам, относятся критически — и будут наверняка относиться так долгое время. Такое отношение — это результат предоставления Лукашенко территории Беларуси для агрессии. Но надо понимать, что это, как и многие другие действия Лукашенко в отношении соседей — не желание беларусов. И беларусы этого не поддерживают. Беларусы хотят жить в мире с соседями.

Лукашенко — не беларус, он чужероден нашему менталитету и культуре. И снос польских памятников и захоронений — это только одно из подтверждений этому, ведь точно так же, в 2019 году, по приказу Лукашенко сносили кресты в Куропатах — месте массовых расстрелов беларусов. Он совершает то, что внутри беларуского народа, внутри беларуского общества недопустимо, неприемлемо. Делает то, что противоречит нашему воспитанию, нашим корням и традициям, нашему отношению к умершим, к истории. Он инороден и не принадлежит к беларускому народу. Потому что он нарушает все те традиции, которые были созданы беларусами и передаются от дедов и прадедов — и это тоже надо осознать нам всем — как беларусам, так и полякам. Беларус никогда не будет рушить чужие могилы.

Когда я был студентом юридического факультета, я начал изучать польский язык. Помню, как у меня спрашивали: «А зачем ты учишь польский язык?» Я отвечал: «Вы знаете, Польша это наш соседка, это крупная страна, у нас всегда будут отношения с Польшей, ведь мы соседи, у нас много общего. И я убежден, что в моей жизни пригодится знание польского языка». Спустя годы после этих слов так и получилось: я работал в Польше консулом, послом. Сегодня для сотен тысяч беларусов Польша стала убежищем из-за варварской политики Лукашенко в отношении как беларусов, так и всего мира.

Важно не допустить уничтожения со стороны Лукашенко добрососедских отношений с Польшей как и с любой другой страной. Важно укреплять те ценности, которые нас объединяют. И польский музыкант Чеслав Неман — один из символов нашего общего наследия, культурных и исторических связей. Связей, которых важно сохранить, вопреки преступной политике Лукашенко.

 

bottom of page