Павел Латушко принял участие в панельной дискуссии «Сумерки европейских авторитаризмов или историческая пауза?» на Экономическом форуме в Карпаче (Польша)
Основные тезисы выступления:
Когда-то эссе Милана Кундеры «Трагедия Центральной Европы» сыграло ключевую роль в борьбе многих европейских народов за свою свободу и независимость.
Именно европейских народов, которые западноевропейскими нациями считались не совсем европейскими.
Но, читая в 2022 году первые строки эссе — вспоминаешь про банальные, но не раз подтвержденные тезисы о цикличности истории.
«В ноябре 1956 директор Венгерского Агентства Новостей, незадолго до того, как артиллерийский огонь сравнял с землёй его офис, отправил всему миру отчаянное послание — телекс, возвестивший начало русского вторжения в Будапешт. Текст заканчивался словами: «Мы умрём за Венгрию и за Европу».
Понимали ли в Берлине, Париже или Риме, о чём говорил этот человек тогда в 1956 году?
Смею предположить, что точно так же, как и сегодня в столицах западноевропейских государств воспринимают слова украинцев: «Здесь мы воюем за Европу».
Сколько потребовалось десятилетий, для того чтобы в Западной Европе осознали, что венгры, чехи, поляки, литовцы, латыши и другие нации Центральной Европы и Балтии имеют право на свои национальные демократические государства?
В 1991 году после распада Советского союза появился ряд национальных государств, которые получили независимость в результате внутренних процессов в советской империи.
По какой-то причине и Украина, и Беларусь, и смею предположить, что Молдова и Грузия остались в понимании западного политикума в сфере интересов России. Ведь когда-то Венгрия, Польша и другие страны Центральной Европы тоже были в сфере интересов Советского союза. В 1990-х уже вряд ли кто-то мог оспорить право на существование этих наций и их национальных государств.
Но по умолчанию украинцев и беларусов записали в народы, находящиеся под бóльшим влиянием Москвы и Кремля, нежели поляки и чехи.
Поэтому и отношение к формировавшейся авторитарной системе было такое же терпимое.
Но когда в центре Европы существует диктатура сложно себе представить, что в самой Европе не будет соблазна у некоторых политиков стать более авторитарными. По сути Беларусь это такая дверь между западной демократической и восточной авторитарной цивилизаиями.
Только пробуждение беларуского общества в 2020 году в определенной степени сдвинуло ситуацию с места и вместо сотрудничества с режимом и закрывания глаз на диктатуру мы услышали со стороны Запада глубокую озабоченность насилием и репрессиями. «Глубокая озабоченность». Кстати, этот тезис вызывает у многих беларусов не раздражение, а скорее просто сатирический смех.
Сегодняшние события — это результат того, что некоторым нациям почему-то не позволяют воспользоваться их правом на самоопределение полноценно. Потому что даже сегодня столицы Западной Европы до сих пор мыслят имперскими категориями или как минимум категориями Realpolitik.
Ведь свободная, независимая, европейская и демократическая Беларусь — это гарантия того, что Россия больше не сможет осуществить агрессию не только против Украины, но и в отношении ЕС, где первым форпостом уже являются Польша, Литва и Латвия.
Украина может прикрыть, а Беларусь может окончательно закрыть ворота для имперских амбиций России, но для этого она должна быть освобождена от диктатора и российских войск.
Тогда и в самой Европе будет меньше возможности для авторитарной реконкисты, ведь авторитаризм очень заманчив для многих политиков.
Но если в отношении Беларуси появится четкая и ясная стратегия — авторитаризму в Европе будет очень сложно, но к сожалению, я должен констатировать, что стратегия по Беларуси сегодня есть только у России. Эта стратегия — инкорпорировать Беларусь, включить Беларусь в состав России. При этом мы не слышим со стороны западной Европы уже даже слов о глубокой озабоченности. Скорее молчание. А ведь именно вчера уже должна была появиться не только стратегия, а проактивная стратегия в отношении Беларуси. Сегодня мы наблюдаем как на глазах всей Европы, с ее молчаливого согласия исчезает страна под названием Беларусь.
Comments