Павел Латушко для Notes from Poland, the VoiCEE podcast 01.06.2023
1. Расскажите, пожалуйста, что происходит в Беларуси последние несколько недель?
То, что происходит с 2020 года — массовые репрессии, пытки, нарушение прав человека.
Так, только на прошлой неделе были задержаны несколько преподавателей вузов; в Лиде задержали 8 человек, которых заставили сжечь бело-красно-белый флаг; доктор наук из Могилева, который анализировал причины протестов 2020 года, осужден на 2 года; Эдуарду Бабарико, сыну экс-кандидата в президенты Виктора Бабарико, грозит 20 лет тюрьмы; руководителю частной школы дали 3 года ограничения свободы. Экс-кандидат в президенты Виктор Бабарико был избит охранниками колонии и доставлен в больницу, неизвестно, жив ли он сейчас. У нас в стране сегодня пытки. Лукашенко отдал приказ ужесточить отношение к политзаключенным. Люди совершают попытки самоубийства не для того, чтобы умереть, а для того, чтобы прекратить пытки. Политзаключенная Полина Шаренда-Панасюк отказывается от гражданства в знак протеста против пыток.
Официально в стране насчитывается более 1500 политзаключенных. На самом деле их гораздо больше. Мы месяцами ничего не знаем о многих политзаключенных — Статкевич, Колесникова, живы ли они вообще?
Миграционный кризис продолжается, каждый день около 100 мигрантов пытаются нелегально пересечь границу. И соучастие в войне — Лукашенко подтвердил размещение ядерного оружия на территории Беларуси. Видит ли это кто-нибудь на Западе?
2. Давайте немного поговорим о размещении ядерного оружия на территории Беларуси. Насколько это серьезно?
Я не сомневаюсь, что это серьезные заявления. Давайте посмотрим на это в ретроспективе: Лукашенко в феврале 2022 года внес изменения в конституцию, по которым Беларусь потеряла свой безъядерный статус. Это означает, что на момент внесения поправок в конституцию рассматривался вариант размещения ядерного оружия на территории Беларуси. В январе 2022 года была принята военная доктрина так называемого Союзного государства, в которой ядерное оружие также рассматривалось как гарантия безопасности этого союза. Сам Лукашенко всегда мечтал о ядерном оружии и очень сожалеет, что Беларусь его отдала. Для себя он видит ядерное оружие как гарантию своей власти. Кстати, это естественный путь любого диктатора — диктаторы хотят обладать ядерным оружием, потому что считают, что только ядерное оружие гарантирует им самое главное — вечную власть.
Но в этой ситуации Лукашенко, если, конечно, в договоре нет никаких секретных протоколов, оказывается в очень плохой ситуации. Он больше не нужен.
3. Кто в конечном итоге будет контролировать возможности запуска? Может ли Беларусь возразить или остановить запуск?
Если нет, то что это означает для суверенитета Беларуси?
Мы не располагаем точной информацией, но по заявлению Шойгу — управлять этим оружием будет Кремль, соответственно и обеспечивать функционирование и охрану скорее всего будут российские силы. Соответственно ни самостоятельно использовать, ни тем более остановить использование ядерного оружия Лукашенко будет не в силах. Он, конечно, мечтает о том, чтобы самостоятельно им распоряжаться и угрожать всему миру, но на данный момент — это ядерное оружие последняя точка в пути по уничтожению суверенитета Беларуси. И поставил ее Лукашенко, который для того, чтобы сохранить власть и оставлять для себя призрачную возможность попасть в кресло руководителя Кремля, продавал по кусочку суверенитет Беларуси. Этот имперский человек никогда не был гарантом суверенитета, а был его торговцем в угоду своих политических амбиций.
4. Расскажите, пожалуйста, о чем отчет Народного антикризисного управления?
Основные моменты: сколько детей было изъято, сколько им было лет?
Народное антикризисное управление подготовило отчет «Роль режима Лукашенко и Союзного государства Беларуси и России в незаконной перемещении и перевоспитании украинских детей».
В этом отчете представлены доказательства и юридические основания, дающие разумные основания полагать, что Лукашенко совершает военные преступления против украинского гражданского населения, в частности детей, сирот.
Сегодня мы можем утверждать, что с сентября 2022 года и до мая 2023 года в Беларусь вывезено не менее 2150 детей, десятки из них — сироты и социальные сироты с оккупированных Россией территорий Украины в возрасте от 6 до 15 лет.
Как был создан отчет?
Отчет был создан Народным антикризисным управлением. В ходе анализа пропагандистских СМИ режима мы нашли несколько новостей о прибытии детей с оккупированных территорий Украины на реабилитацию в Беларусь. В этих новостях открыто говорилось о сиротах. В связи с ордером на арест Путина, эта информация привлекла наше внимание.
Наш юридический отдел сказал, что если эта информация правдива, то она может быть приравнена к военным преступлениям. Поэтому мы начали проводить исследования.
На первом этапе наша исследовательская группа собрала неоспоримые доказательства перемещения украинских сирот с оккупированных территорий через Россию в Беларусь. Мы получали информацию из открытых источников и от конкретных лиц и организаций, в том числе из Беларуси.
На втором этапе наше юридический отдел подготовил правовой анализ этих доказательств и пришел к выводу, что есть достаточные основания полагать, что Лукашенко и ряд других высших должностных лиц Беларуси и России совершают военные преступления против украинских детей-сирот, перемещая их в Беларусь с оккупированных территорий Украины.
Наша команда подготовила публичную версию отчета и в настоящее время завершает работу над засекреченной версией, содержащей секретную информацию, которая будет передана украинской стороне и прокуратуре Международного уголовного суда.
5. Известны ли нам личные истории кого-либо из этих детей?
У нас есть личные данные этих детей. Мы знаем их имена, фамилии, возраст, место проживания и т.д.
Однако мы считаем, что такая частная информация о детях не может быть предметом публичного обсуждения. Будет правильнее, если соответствующая информация будет впоследствии предоставлена общественности теми, кому мы ее передаем (украинские власти, МУС).
Как проходил выбор детей для вывоза из Украины? Как их перевозили? Что случилось с ними после того, как они прибыли в Беларусь?
В основном к этим детям приезжал представитель так называемого Благотворительного фонда имени Алексея Талая, который договаривался с местными администрациями детских домов об условиях перемещения детей в Беларусь.
Обычно переезд организуется на автобусах с оккупированных территорий в Ростов (юг России). Затем этих детей перевозят на поезде в Минск. Из Минска детей автобусами доставляют в четыре лагеря: Дубрава (под Солигорском, принадлежащий «Беларуськалию»), Золотые пески (под Гомелем), Острошицкий городок (под Минском), Зубренок (под Мяделем).
В этих лагерях дети подвергаются усиленному идеологическому перевоспитанию. Перевоспитанием занимаются представители детских военизированных организаций, Русской православной церкви, а также известные пропагандисты лукашенковского режима.
Основными идеологическими нарративами программ перевоспитания являются «денацификация, демилитаризация Украины», «отрицание существования украинского государства и украинской нации». Хотелось бы привести слова одних из пропагандистов, которые говорили этим детям следующее: «Мы желаем, чтобы мы жили в мире, чтобы Байден сдох, Зеленский тоже, а Путин процветал и контролировал всю Украину».
6. Каким будет ближайшее будущее этих детей?
К сожалению, мы не можем предсказать будущее этих детей. Необходимо добиться их возвращения в Украину. Частью этой работы является судебное преследование лиц, виновных в преступлениях против этих детей. Очевидно, что после такой а «реабилитации» в беларуских лагерях эти дети будут нуждаться в серьезной помощи и внимании настоящих психологов и врачей.
7. Что должен сделать ЕС в связи с этими фактами?
Европейский Союз должен сохранить санкции против «Беларуськалия».
Что означала бы отмена санкций для режима?
ЕС должен сохранить санкции против беларуских производителей удобрений, потому что их отмена принесет режиму Лукашенко 1,5 миллиарда долларов. По словам министра иностранных дел Литвы Габриэлюса Ландсбергиса, стоимость предлагаемого пакета новых ограничений оценивается в 200 миллионов евро, а отмена санкций принесет режиму Лукашенко гораздо больше - 8 миллиардов евро.
Звучат ли призывы отменить санкции? Если да, то каковы аргументы в пользу этого? Считаете ли вы их оправданными?
Да, есть призывы отменить санкции. Основной аргумент лоббистов заключается в том, что уход с рынка «Беларуськалия» и других компаний, добывающих и перерабатывающих калий из Беларуси, якобы вредит мировому продовольственному рынку. Однако факты свидетельствуют об обратном.
По данным ООН, среднее значение мирового индекса цен на продовольствие падает, цены на удобрения также снижаются. Цены на все удобрения сейчас вдвое ниже, чем год назад. Калийные удобрения подешевели на 26% по сравнению с годом ранее.
Хотя российский калий, конкурирующий с беларуским, не находится под санкциями, его продажа в ЕС ограничена квотами. Это не позволяет России ни увеличить производство собственной продукции, ни помочь режиму Лукашенко обойти санкции путем реэкспорта беларуского калия.
Кроме того, в ЕС и других странах, присоединившихся к санкциям, нет недостатка в калийных удобрениях. В целом зависимость ЕС от беларуского калия минимальна: раньше ЕС зависел от беларуского калия не более чем на 5% потребления.
Страны с низким уровнем продовольственной безопасности ( африканский регион) также не испытывают недостатка в калии. На данный момент в Беларуси нет статистики по экспорту удобрений, поэтому сложно сказать, как обстоят дела с поставками беларуского калия в Африку. Но в 2020 году Беларусь заработала на поставках калийных удобрений в африканские страны всего 123 млн долларов (5% беларуского экспорта).
Основными клиентами Минска исторически не были страны с низким уровнем продовольственной безопасности. На первом месте в 2021 году с долей более 35% были сельскохозяйственные державы Бразилия и Китай, чьи фермерские хозяйства ориентированы на разведение скота и выращивание кормов для животных.
Кроме того, Канада расширяет собственные шахты и к 2027 году будет производить на 4-6 млн тонн больше калийных удобрений в год. Nutrien, K+S и Mosaic — компании, производящие калий в Канаде — активизировались и увеличили производство калия. Канадская горнодобывающая компания Millennial Potash недавно приобрела калийный проект Banio в Габоне. Приобретение компанией Millennial Potash проекта Banio Potash Project, обладающего большими ресурсами и контролирующего стратегическое месторождение, может помочь обеспечить надежный источник калия для стран всего мира, особенно в южном полушарии.
Что могут сделать соседние с Беларусью страны ЕС — Польша, Литва и Латвия?
Они могут перекрыть границу, то есть закрыть грузовое сообщение Беларусь-ЕС, в том числе для транзитных грузов.
В феврале Польша предложила начать совместную с Европейской комиссией инициативу по поиску украинских детей, которые были похищены и вывезены в Россию во время непрекращающейся войны в Украине. Поддерживали ли вы контакт с польскими властями по поводу случаев перемещения украинских детей в Беларусь?
Мы передали наш отчет польской стороне. Мы находимся в постоянном контакте с польской стороной по этому вопросу.
8. В последние недели поднимались вопросы о здоровье Лукашенко, что мы знаем о его здоровье?
Сообщения о состоянии здоровья Лукашенко пока не могут быть проверены, но давайте вспомним, что у него и раньше были проблемы со здоровьем. Из разных источников мы знаем, что у него проблемы со спиной, с коленями, избыточный вес, диабет, и что он принимает лекарства. Даже его внешний вид подтверждает это. Мы также знаем, что Лукашенко в последнее время очень нервничает, он даже усилил свою личную охрану.
Лукашенко боится.
Он боится врачей, потому что операция на позвоночнике требует анестезии, и он боится, проснется ли он после этой анестезии. Он боится беларусов, он боится Украину.
Кремль готов к тому, что Лукашенко больше не сможет управлять страной. Путин уже думает о двух людях, которые могли бы заменить Лукашенко. Первый человек —это Наталья Качанова, глава верхней палаты беларуского парламента, русская по происхождению. Во время своего недавнего визита в Москву она встречалась с Лавровым. На мой взгляд, как бывшего посла и министра, это беспрецедентная ситуация. Второй кандидат — Александр Вольфович, русского происхождения, секретарь Совета безопасности Беларуси, выпускник Московской высшей школы, так называемой «Кремлевки». Он является агентом влияния Кремля в Беларуси. Мы, конечно, знаем, что у него много друзей среди российских генералов и прямые контакты с секретарем Совета безопасности России Патрушевым, в ФСБ, в Генштабе, в Министерстве обороны России. Генералы в Совете безопасности поддерживают Лукашенко, но когда Москва отдаст приказ, они могут немедленно выполнить приказ Москвы. В конце концов, Россия — единственная страна, у которой есть стратегия, что делать с Беларусью. К сожалению, у наших западных партнеров нет никакой стратегии.
Это возможность для беларуской оппозиции?
При том понимании, что в случае кончины диктатора до поражения России в войне нашей общей задачей также будет активное противодействие попытке России «стабилизировать» ситуацию. Но это риски, которые мы все должны осознавать в любом случае — будет ли Лукашенко жив в момент X (любой триггер, который вызовет мощный шок в системе, например, успешное контрнаступление украинской армии и освобождение украинской территории) или моментом X станет его кончина. Россия не отпустит Беларусь просто так, если внутри нее самой не начнутся процессы демонтажа федерации.
Comments