Павел Павлович Латушко: заместитель руководительницы Объединенного Переходного Кабинета Беларуси, руководитель Народного антикризисного управления, посол
Прошло уже почти 2,5 года войны. Но Запад, к сожалению, так и не перестроился на антикризисное мышление, соответствующее времени. Так и не принял кризис безопасности и исходящие от России и режима Лукашенко угрозы всерьез. Кейс судьи Томаша Шмидта — он именно об этом.
Томаш Шмидт, бывший судья из Варшавы, 6 мая 2024 года в Минске заявил о просьбе политического убежища в Беларуси, утверждая, что в Польше его преследовали за независимость взглядов. Его случай широко освещался белорусскими СМИ и спецслужбами как часть антипольской пропаганды. В Польше Шмидт был известен участием в «хейтерской афере», вызвавшей ряд расследований и дискуссий.
Разведки всегда работали и работают в разных странах. Сейчас разведки режима Лукашенко и России действуют проактивно. Почему? Потому что получено политическое задание. Цель — дестабилизировать ситуацию в Польше, в Литве, в целом в ЕС, на Западе. Для чего это делается? Идет война, развязанная Россией и режимом Лукашенко против Украины.
Шмидт в этом отношении выполняет, с одной стороны, роль полезного идиота. Он уже используется в антипольских, антизападных целях в рамках информационно-пропагандистской войны против «коллективного Запада».
У таких персонажей недолгий срок службы. Это как жвачка, которая имеет вкус в начале, а потом достаточно быстро его теряет и ее выплевывают. И в этом смысле в дальнейшем самого Шмидта ждет судьба одноразового пропагандиста.
Лукашенко недавно про бывшего польского судью заявил следующее: «Мы его (Шмидта) предупредили: ты можешь дать пресс-конференцию и прочее. Они же убили Чечко. Смотри, ты ставишь себя под удар».
Эмиль Чечко был польским солдатом, который в декабре 2021 года пересек границу Беларуси, где попросил политического убежища, объяснив свой поступок несогласием с политикой Польши по отношению к миграционному кризису и обращением с беженцами. После перехода границы Чечко заявлял в интервью, что стал свидетелем массовых убийств мигрантов польскими силовиками. В марте 2022 года он был найден повешенным в Минске.
Кто убил? Какие они? Понятно, Лукашенко тут намекает на Польшу, такой дешевый пропагандистский ход. И нам, и тому же Шмидту также понятно, что все это — голословные обвинения. Но уже бывшему судье после этих слов стоит напрячься. Для Лукашенко не впервой убирать свидетелей.
С другой же стороны, если Шмидт действительно настоящий шпион, проблема более существенна. Если он действительно обладает существенной информацией, то, использовав его для унижения и поливания грязью Польши, Лукашенко передаст его России. Он уже заявил о том, что Путин заинтересовался этой историей. Ну а Россия найдет такой информации применение, если еще не нашла.
Какой вывод стоит сделать из приключений «агента Шмидта»? Во время войны нельзя недооценивать противника. А главное — во время войны надо четко понимать, кто является твоим союзником, а кто противником.
Со стороны России и режима Лукашенко, противник давно определен — для них это Запад, сама демократия. И они в едином союзном порыве будут воевать с ней всеми доступными средствами. В то же время на Западе такого же четкого понимания, кажется, до сих пор нет. Как до сих пор нет и четкой стратегии действий.
Commentaires