top of page

Пожизненный срок для карателей Окрестина



Ответственность неминуема


Несмотря на всю сложность применения, в мировой практике есть множество примеров привлечения к уголовной ответственности за пытки, геноцид, военные преступления и преступления против человечности посредством механизма универсальной юрисдикции.


Когда простой обыватель или даже профессиональный правозащитник задумывается над примером успешных кейсов такого рода, на ум сразу приходит 2−3 случая. Однако только в открытых источниках (1, 2, 3) можно найти информацию о более 100 подобных кейсах.


Кадры с видео избиений и пыток задержанных во Фрунзенском РУВД Минска 2020 год
Как остановить системную безнаказанность за беззаконие и беспредел? В то время, когда люди, удерживающие власть при помощи оружия, подвергают пыткам и убивают других людей?

Ответом может служить принцип универсальной юрисдикции: любое государство, которое имплементировало этот механизм в свое национальное законодательство, может преследовать гражданина другой страны за тяжкие международные преступления, даже если они были совершены вне территории данного государства, и с этими преступлениями не связаны граждане данного государства. Этот принцип закреплен в Женевских конвенциях, к которым присоединились практически все страны мира.


По данным международных правозащитных организаций, в течение последнего десятилетия количество дел и приговоров в рамках универсальной юрисдикции в разных странах мира постоянно растет.


В абсолютном своем большинстве эти приговоры были вынесены за преступления, совершенные на фоне ужасающих своими масштабами нарушений прав человека, которые происходили или происходят во время войн, вооруженных конфликтов и при диктаторских режимах: от преступлений диктатуры Франко в Испании, Каддафи — в Ливии, Пиночета — в Чили, пыток и казней в тюрьмах в Кабуле, массовых убийств в Хаме, геноцида в Руанде, внесудебных казней в Боливии, Гватемале и Конго до пыток активистов в Беларуси при диктатуре Лукашенко.


В последние годы (2018−2021) в рамках универсальной юрисдикции расследования и судебные разбирательства проходили в 18 странах мира. Больше всего подобных кейсов рассматривалось во Франции (27), Германии (21), США (12), Бельгии (6), Швейцарии (6), Швеции (5), Нидерландах (5), Великобритании (4), Испании (4) и других государствах.

Не стоит думать, что такого рода процессы всегда затягиваются надолго. Один из ярких примеров — пожизненное заключение начальника лагеря для задержанных в Сомали.


В 2015—2016 годах сомалийский обвиняемый по этому делу Матаммуд Осман, действуя в составе крупной транснациональной преступной группы, занимался организацией незаконного въезда сотен мигрантов в Италию. Их путешествие на борту микроавтобусов и судов, часто в опасных условиях, сопровождалось вооруженными людьми из этой организации. Путешествие начиналось в Сомали, продолжалось через Эфиопию, Судан и Ливию, а конечным пунктом назначения были итальянские берега. На протяжении двухлетней продолжительной преступной деятельности обвиняемый руководил двумя незаконными лагерями содержания под стражей в Ливии: Бани-Валид и Сабратах. В этих лагерях сотни сомалийских граждан, женщин, мужчин, а также несовершеннолетних, были заключены в тюрьмы и содержались в нечеловеческих условиях. Ежедневно обвиняемый и его сообщники регулярно заходили внутрь лагерей и отводили сомалийских мужчин в «комнату пыток». Там их пытали электрическим током, били палками и железными прутьями или применяли другие изощренные виды пыток. Бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, совершаемое в отношении женщин, носило в основном сексуальный характер.



Задержанные в Октябрьском РУВД в Минске (2020 год)
Ничего не напоминает? Жестокие пытки в тюрьмах на Окрестина, в Жодино, районных РУВД. Это все происходило и происходит в нашей родной Беларуси. Не где-то далеко за океаном, а прямо в центре цивилизованной Европы.

Но вернемся к кейсу Матаммуда Османа. Днем 26 сентября 2016 года полицейский патруль, находившийся на улице Саммартини в Милане, вмешался в ситуацию рядом с центром приема мигрантов, заметив группу людей, которые оживленно спорили. Несколько молодых людей подошли к полицейским и попросили их о помощи.


Когда стражи порядка приблизились к группе, то увидели мигрантов, которые удерживали обвиняемого. С помощью переводчиков приемного центра полицейские допросили мигрантов, и те выдвинули серьезные обвинения против человека, которого они называли Исмаилом. Затем другие мигранты подняли свои рубашки, демонстрируя шрамы, которые задержанный якобы нанес им, а несколько женщин-мигрантов обвинили Исмаила в сексуальном насилии. На следующий день еще больше мигрантов, которые узнали об этих событиях через фотографии и сообщения на Facebook, выступили с обвинениями.

В общей сложности были собраны показания 17 мигрантов. В последующие дни в распоряжении полиции оказались видеозаписи и фотографии, на которых были запечатлены предполагаемые преступления. Полиция конфисковала мобильные телефоны обвиняемого, которые содержали важные улики. Наконец, была назначена медико-юридическая экспертиза.


Уголовный процесс начался 23 марта 2017 года. Матаммуд был признан виновным и приговорён к пожизненному заключению 10 октября 2017 года судом Милана.


Только вдумайтесь. Показания 17 мигрантов стали достаточными доказательствами, чтобы справедливо отправить за решетку преступника на всю жизнь. Сколько у нас доказательств, свидетельствующих о пытках в отношении тысяч пострадавших — участников мирных акций протеста в Беларуси? Сотни томов. Десятки тысяч страниц.


Если кто-то из тех, кто замарал руки в крови мирных беларусов до сих пор считает, что останется безнаказанным — то очень сильно заблуждается. За все придется ответить по закону. И наша команда продолжает свою работу, как в правовом, так и в медийном поле, чтобы это произошло как можно скорее.


Мы консультируемся с правозащитниками в ряде европейских стран, предоставляем помощь и юридическую поддержку пострадавшим, ищем все возможные пути для скорейшего рассмотрения дел и доведения их до объявления преступников, чьи имена нам хорошо известны, в международный розыск. В определенный момент уже не получится чувствовать себя в безопасности за стенами своих кабинетов. А бежать будет некуда. Пожизненный срок для начальников РУВД, тюрем на Окрестина и в Жодино — это та реальность, которая ждет преступников.


На сегодняшний день мы напрямую сотрудничаем с Управлением по расследованию тяжкой и организованной преступности Бюро криминальной полиции Литвы.


Высокопрофессиональные юристы команды НАУ проводят первичную консультацию и опрос потерпевших, а затем передают полный пакет документов следователям. Более того, литовская сторона демонстрирует свою полную вовлеченность в проблему и солидарность с беларусами, рассматривая заявления потерпевших, которые в данный момент проживают в любой другой стране мира и готовы воспользоваться механизмом универсальной юрисдикции в Литве.


Напоминаем, что мы ищем пострадавших, которые хотят воспользоваться возможностью привлечь преступников к ответственности, используя механизмы универсальной юрисдикции.


Комментарии


bottom of page