top of page

Обсуждения стратегии демсил на «референдум»


Протесты против референдума 1996 года в Минске
Протесты против референдума 1996 года в Минске Источник: 90s.by

Объединение вокруг общего действия. Лена Живоглод и Дмитрий Щигельский — о стратегии действий на «референдуме» Лукашенко


Лидер сообщества *Честные люди и координатор НАУ Лена Живоглод и представитель движения «Супрацiў» Дмитрий Щигельский обсудили, что делать на «референдуме». Нам важно, чтобы в том числе через такие дискуссии мы, беларусы, приходили к общему плану и единой стратегии. Только общие и скоординированные усилия помогут нам добиться свободы и демократии в своей стране.


Дмитрий Щигельский: «Бойкот [на «референдуме»] не сработает. Для того, чтобы бойкот сработал, необходима единая позиция всех демократических сил. Необходима политизация общества. Необходима совсем другая социально-политическая ситуация, которой сейчас нет. Позиция очень простая: если мы не можем предотвратить преступление, мы в нем не соучаствуем. Де-факто у нас получится игнор, а не бойкот. Сил и средств, обстоятельств и предпосылок для бойкота нет и, видимо, не будет».


Лена Живоглод: «”Референдум” Лукашенко — это действительно преступление. Но моя позиция в том, чтобы препятствовать преступлению. Приходить на участки и делать бюллетени недействительными. Дальнейшие планы мы пока не озвучиваем, но сценарии действий у нас сейчас в разработке. На базовый план, опубликованный демократическими силами, будут добавляться тактические шаги».


Лена Живоглод: «Не мы диктуем беларусам, что делать. Закрытые социологические исследования реальных агентств, не опросы в телеграме, показывают, что беларусы хотят пойти на „референдум“. И демократические силы объединились, чтобы помочь в этом и сделать то действие, которое пойдет на пользу всем нам и помешает планам Лукашенко. Если мы будем игнорировать „референдум“, то мы будем двигаться по пути деполитизации общества и вернемся в состояние до 2020 года».


Дмитрий Щигельский: «Посчитать явку, теоретически, легче, чем результаты голосования. Как считают явку? Ставят людей около участков — и они фиксируют, сколько людей пришло. Но в наших условиях я сомневаюсь, что кто-то даст кому-то вот так стоять. Приедут силовики и всех заберут. Поэтому да, бойкот мы тоже не сможем подтвердить. Но мы, как минимум, не становимся соучастниками. Понимаю, что это позиция, которая многим не нравится, что она может быть слабой, но вторая позиция еще хуже».


Лена Живоглод: «Я согласна с Дмитрием, что в Беларуси все сложно, что людям страшно, что никто не взял власть. Но моя позиция в том, чтобы решать эти вопросы. Игнорирование и бойкот не помогают нам сдвинуть важные вопросы с места. Для меня игнор „референдума“ звучит как предложение ждать более удачного момента, а не самим создавать его. Я также убеждена, что народ Беларуси субъектен и сам решает, что делать. Мы можем помочь с инфраструктурой и планом — и это и есть предложение демократических сил».



«Если мы проигнорируем „референдум“, то для режима это будет настоящим подарком». Зачем приходить на участки и делать бюллетени недействительными


Cоветник Светланы Тихановской Александр Добровольский, участник команды юстиции НАУ Артём Проскалович и менеджер стратегической коммуникации Офиса Светланы Тихановской Анастасия Костюгова рассказывают о будущем «референдуме» Лукашенко:


Из видео вы узнаете больше про единую стратегию демократических сил. Еще участники вспомнят тот самый референдум 1996 года и объяснят, почему бойкот на самом деле не работает и почему можно победить только с единой стратегией.


— Думаю, что Лукашенко может искать легитимизации как в самом «референдуме», так и в будущей новой должности председателя Всебелорусского народного собрания (ВНС). На диктатора давят как внешние, так и внутренние обстоятельства, поэтому он придумывает новые попытки создать иллюзию изменений. Но если его план сработает, все изменится только в худшую сторону: вся власть и, возможно, право выбирать президента, перейдет к ВНС.


Если мы проигнорируем «референдум», то для гражданина Лукашенко это будет настоящим подарком: все пройдет тихо, спокойно и по сценарию режима, — заявил Артём Проскалович.

1 просмотр

Commenti


bottom of page