Почему мы последовательно выступаем за стратегию давления, прессинга и, я бы не боялся этого слова, разрушения режима Лукашенко и ему подобных?
Ответ довольно простой: игра в поддавки, которая десятилетиями велась в отношении режима Лукашенко, в итоге привела к тому, что он в шаге от трансформации в полностью тоталитарную диктатуру и уже шагнул за пределы Беларуси в совершении своих жутких, действительно жутких и самых серьезных в понимании международного права преступлений.
В этом смысле любой, кто говорит, что стратегия давления на режим Лукашенко не работает, потому что за 4 года она, якобы, не достигла результатов — совершает именно стратегическую ошибку в своих выводах. Почему?
Долгосрочное давление на Лукашенко даже в нынешнем, все еще усеченном виде, никогда ранее не применялось. Так с чем мы сравниваем? Вместе с тем, именно стратегия уступок режиму Лукашенко, игры в поддавки, деэскалации если хотите, не просто не привела к либерализации и, тем более, демократизации Беларуси. Ровным счетом наоборот. За видимыми эпизодами короткой «оттепели» всегда скрывалась готовность задушить любое неповиновение любыми средствами. И готовность идти дальше, выходить в своем терроре даже за пределы страны. Вплоть до участия в военной агрессии. Что и происходит, ведь таким режимам, как режим Лукашенко, свойственна уверенность в своей безнаказанности, в том, что западные демократии слабы, не едины и рано или поздно сломаются и сдадут позиции. И эта уверенность основана как раз на опыте всех предыдущих раундов противостояния с Западом. Как раз на опыте применения тех стратегий умиротворения, поддавков, realpolitik, которыми оперировал Запад.
Даже сегодня все еще нельзя сказать, что в отношении режима Лукашенко и подобных ему финально принята какая-то стратегия, направленная на то, чтобы их остановить. И если что-то и не работает, то именно отсутствие такой стратегии. Со всей благодарностью нашим западным партнерам за помощь, стоит признать, что целостной стратегии у них до сих пор нет, потому что нет четко артикулированной цели, стремление к достижению которой было бы явно продемонстрировано в действии. Мы все еще наблюдаем не то что непринятие проактивных решений, но даже замедленную реакцию на действия агрессивных режимов, которые эскалируют ситуацию, постоянно поднимают ставки. Режим не пойдет на демократизацию, потому что демократизация для него даже в либеральном, усеченном виде — это путь к самоуничтожению.
Причина тому очень проста. Режим Лукашенко и ему подобные понимают только язык силы. В то время как западные демократии все еще ему не научились до конца и зачастую по-прежнему говорят с ними на дипломатическом диалекте, который воспринимается такими режимами исключительно как проявление слабости. А это важно: важно именно то, как ваши действия воспринимает противник, как он на них реагирует. Анализировать необходимо именно это и в соответствии с этим усиливать именно те действия, те направления, которые заставляют противника пятиться. И не останавливаться, не оставлять ему пространства для маневра. Потому что как только вы даете ему это пространство, он контратакует.
Стратегия давления, принуждения агрессора к выполнению своих условий, привлечения его к ответственности — это абсолютно рабочая стратегия. Именно потому, что сами агрессоры существуют и действуют по «праву сильного», по принципу «кто сильнее, тот и прав». Поэтому любая другая стратегия в их отношении просто не может сработать.
Но ни в отношении режима Лукашенко, ни режима Путина Запад еще никогда не принимал и не применял стратегии действий с позиции силы. Отсюда и нет результата. А точнее он налицо — это полномасштабная война в Украине, это гибридная война на границе с ЕС и это массовые репрессии в Беларуси, самые массовые в современной истории, в истории послевоенной Европы.
а что с сайтом то было? почему был недоступен?