Как Россия планирует «интегрировать» соседа
Оригинал статьи: svoboda.org
В 2021 году был разработан документ под названием «Стратегические цели Российской Федерации на беларуском направлении», утверждает центр «Досье». В нём сказано, что Беларусь должна быть полностью интегрирована в Россию к 2030 году. Беларуские оппозиционные политики и эксперты опасаются, что неудачи российской армии в Украине могут ускорить процесс поглощения Беларуси, поскольку Владимиру Путину нужна будет хоть какая-то внешнеполитическая победа. Насколько этот сценарий вероятен?
Несбывшиеся мечты Лукашенко
8 декабря 1999 года тогдашний президент России Борис Ельцин и авторитарный белорусский лидер Александр Лукашенко подписали договор о создании «Союзного государства». Он включил в себя обязательства по беларуско-российской интеграции, унификации законодательств двух стран и объединению таможни и энергоресурсов.
По словам беларуского политолога Павла Усова, подписание этого документа было нужно России для решения своих внутренних проблем: дело было как раз накануне передачи Борисом Ельциным власти выбранному им преемнику — Владимиру Путину. В то время как у Александра Лукашенко был амбициозный план — стать президентом нового государства:
— Понятно, что России, которая потерпела крах как империя, был необходим какой-то геополитический успех. С этой же целью создавались и реализовывались проекты СНГ и ОДКБ, чтобы Россия могла представлять из себя региональную державу со своими сателлитами. Беларусь представляла собой в этом плане очень удобную геополитическую цель. Отдаление Беларуси могло спровоцировать политический кризис, поскольку в России были реваншистские группы, негативно настроенные к либеральным реформам девяностых годов. Кремль не мог допустить полного выхода Беларуси из-под российского влияния.
Что касается Беларуси, «недодемократия» и приход к власти Лукашенко обеспечили не только подписание Союзного договора, но и удержание Беларуси в руках России. Основы «Союзного государства» были заложены ещё в начале 90-х годов, когда обсуждались вопросы энергоносителей и СНГ, и местные посткоммунистические элиты не решились взять на себя ответственность и вывести страну из-под экономического, прежде всего энергетического, влияния России. Лукашенко этим воспользовался и провёл два референдума. На первом из них был пункт: «Поддержать политику президента по укреплению экономических отношений с Россией». За это высказалось подавляющее большинство беларусов.
Стоит также учитывать, что у Лукашенко были амбиции стать президентом «Союзного государства» или включиться во внутриполитическую борьбу в самой России. Поэтому он так активно проводил все союзные реформы, поэтому подписал устав «Союзного государства», где ему, по первоначальному сценарию, давалась возможность быть первым президентом, и только либеральное окружение Ельцина не позволило провернуть это. Конечно, на фоне дряхлеющего Ельцина Лукашенко выглядел довольно-таки неплохо. Об этом говорил и Борис Березовский. Лукашенко для этого даже начал в теннис играть, чтобы приблизиться к Ельцину и стать его преемником. Отношение Минска к соглашениям резко изменилось только после прихода Путина к власти, — отмечает Павел Усов.
Следующие 19 лет о подписанном когда-то документе практически не вспоминали, хотя деклараций о дружбе Лукашенко, Путин и другие российские и беларуские руководители произвели на свет великое множество. Были, впрочем, и периоды заметного ухудшения отношений между Москвой и Минском, вроде энергетических и молочных «войн». Только в 2018 году, во время визита в Брест, тогдашний премьер-министр России Дмитрий Медведев напомнил беларуским партнёрам о существовании «Союзного государства» и предложил два варианта интеграции России и Беларуси: «Оставить всё как есть или же наконец выполнить договорённости, что означает единую налоговую, ценовую и тарифную политику». Беларуские политики восприняли предложение Медведева без энтузиазма, однако в 2019 году работа над «дорожными картами» (интеграционными программами) всё же возобновилась. В декабре того же года в Минске проходили регулярные акции протеста против укрепления «Союзного государства», а в начале 2020-го Лукашенко и вовсе заявил, что российская сторона понимает под интеграцией «поглощение Беларуси».
Тогда же началась пандемия коронавируса, а в августе 2020 года, после президентских выборов, на которых, по данным беларуского ЦИК, победил Лукашенко, в стране вспыхнули массовые протесты против фальсификации итогов голосования. Интеграция отошла на второй план. За стол переговоров вернулись только в 2021 году. В сентябре были подписаны 28 «дорожных карт». В них входили, помимо прочего, следующие шаги:
Интеграция платёжных систем
Формирование объединённых рынков нефти и нефтепродуктов
Формирование объединённого рынка электроэнергии
Развитие атомной энергетики
4 ноября 2021 года на заседании Высшего госсовета «Союзного государства» Лукашенко и Путин подписали декрет «Об основных направлениях реализации положений Договора о Союзном государстве на 2021−2023 годы», который утвердил 28 интеграционных программ. Они должны были стать, по официальной версии, «практической основой для углубления российско-беларуской интеграции».
На пути к поглощению?
Тогда же, в 2021 году, был разработан документ под названием «Стратегические цели Российской Федерации на беларуском направлении». Центр «Досье» утверждает, что им удалось ознакомиться с его содержанием. Целью России, согласно документу, является полная политическая, энергетическая, военная и культурная интеграция Беларуси в Россию к 2030 году. Разрабатывался документ сотрудниками Управления по приграничному сотрудничеству совместно с ГРУ, Генштабом ВС РФ, СВР и 5-й службой ФСБ.
Российские цели в Беларуси поделены на три этапа: краткосрочные (до 2022 года), среднесрочные (до 2025 года) и долгосрочные (до 2030 года). Так, составители документа ставили целью к концу 2022 года унифицировать беларуское законодательство, убедить местные элиты в необходимости работы над интеграцией, провести совместные военно-тактические учения вооруженных сил России и Беларуси, а также укрепить пророссийские настроения среди населения и военно-политических элит Беларуси.
Согласно стратегии, к 2025 году Кремль намерен, например, ввести упрощенную процедуру выдачи российских паспортов беларусам, обеспечить интеграцию Беларуской атомной станции в энергосистему «Союзного государства» и создать устойчивые пророссийские группы влияния в беларуской политике и армии.
К 2030 планируется завершить реформу Конституции Беларуси с учётом российских интересов, ввести общую валюту, согласовать единую пограничную и оборонную политику, создать единое культурное пространство, единый подход к интерпретации истории и обеспечить окончательное доминирование русского языка над беларуским.
Заместитель директора Стокгольмского центра восточноевропейских исследований (SCEEUS) Мартин Краг считает, что по своей внешней форме документ напоминает стандартный документ российской бюрократии. У Павла Латушко, бывшего дипломата и экс-министра культуры Беларуси, заместителя руководителя Объединенного переходного кабинета (ОПК), созданного оппозиционными беларускими политиками, вынужденными покинуть страну, есть сомнения на этот счёт:
— В документе есть как определённые логика и система, так и ряд несостыковок. Там прописаны некоторые позиции, которые должны быть реализованы в будущем, но фактически они уже выполнены на момент написания этого плана. Одной из целей документа является изменение Конституции Беларуси в пользу России. Эта цель уже была выполнена в феврале 2022 года, когда Лукашенко провёл референдум по её изменению. Среднесрочными задачами ставятся изменения в экономической, военной и гуманитарной сферах. Это то, что реализуется на данный момент и уже выполнено по многим направлениям.
С точки зрения бюрократии, тут тоже есть некоторые важные несостыковки. В тексте часто употребляются два названия: «Республика Беларусь» и «Республика Белоруссия» Скажу вам как чиновник: такие огрехи недопустимы, но это не отменяет того факта, что у России действительно есть планы по поглощению Беларуси, – отмечает Павел Латушко.
Помимо целей, в стратегии описаны и угрозы планам России в Беларуси. В Кремле опасаются сближения Беларуси с членами НАТО, влияния националистических и прозападных политиков на Лукашенко, отказа от преподавания в Беларуси на русском языке. Также угрозой считалась замена российских вакцин против COVID-19 на американские и европейские.
Вторжение России в Украину, по данным «Досье», планы Кремля не изменило. «Долгосрочная цель по достижению полного контроля над Беларусью всё ещё в силе», — считает источник СМИ, ознакомившийся с документом. В конце 2022 года госсекретарь «Союзного государства» Дмитрий Мезенцев заявил, что новый пакет интеграционных программ уже разрабатывается, а глава российского МИД Сергей Лавров немногим позднее сообщил, что на реализацию уже утверждённых 28 «карт» уйдёт два-три года.
Павел Усов считает, что этого времени может хватить для полной интеграции Беларуси в Россию:
— Процесс российского поглощения Беларуси и давления на беларуские элиты начался гораздо раньше. Удавка на шее Лукашенко затянулась сильнее после подписания 28 «дорожных карт» в 2021 году. Но я полагаю, что какие-то непубличные соглашения были подписаны ещё после поражения Лукашенко на выборах в 2020 году. Тогда он летал в Сочи к Путину и умолял его помочь. Изначально ведь рассматривалась 31 «дорожная карта», он вполне мог подписать оставшиеся три. Поэтому я считаю, что все процессы могут быть завершены уже к 2025 году. Интеграция Беларуси станет насмешкой над всем Западом. Путин может сказать: «Смотрите, я захватил Беларусь. Что вы с этим сделаете? Ничего!»
Многие эксперты сходятся во мнении, что война в Украине полностью лишила Лукашенко независимости и приблизила интеграцию Беларуси в Россию.
Руководитель Объединённого переходного кабинета, бывший кандидат в президенты на выборах 2020 года Светлана Тихановская считает, что российский план обречён на провал:
— Ничего нового в нём нет. Это та политика, которую Россия давно проводит в Беларуси — с конца XVIII века. Она выражается в борьбе против национального языка, символов, культуры, истории, в насаждении и прославлении всего русского, российского. Лукашенко с самого начала своего правления является последовательным проводником этой политики. Сейчас в Беларуси многим активистам, которые боролись против узурпации власти Лукашенко, режим вменяет госизмену, но на самом деле государственной изменой является подписывание вот таких документов — о вхождении в Союзное государство, потому что они явно угрожают суверенитету Беларуси.
Может ли война привести к наращиванию темпов интеграции? «Съесть-то он съест, да кто ж ему даст?». Путин хотел бы, но у него это не выйдет: беларуский народ не даст ему этого сделать. К тому же время и логика исторического развития не на его стороне. Он уже проиграл. Вопрос — в количестве жертв, которые он берет на свою душу.
В качестве десерта, как ни прискорбно мне это говорить, должна выступить Беларусь
Павел Латушко согласен с тем, что Кремль может планировать к 2030 году включить Беларусь в состав РФ:
— Путин ещё в 2021 году опубликовал статью об Украине, где вполне чётко объяснил свои цели. Мы уже тогда прекрасно поняли, что аналогичные цели он преследует и в Беларуси. Он хотел пообедать, и главным блюдом должна была стать Украина. Об Украину он сломал зубы. В качестве десерта, как ни прискорбно мне это говорить, должна выступить Беларусь.
Павел Усов, однако, утверждает, что Россия не ставит своей целью формальное присоединение Беларуси:
— Речь идёт о завершении интеграции. Это, в принципе, то же самое, что и присоединение, но с сохранением государственных границ и в рамках международного права. Никакой международный договор не нарушается, потому что Беларусь сама изъявила желание интегрироваться с Россией в это «Союзное государство», где есть два независимых субъекта, но одно политическое руководство. Есть Беларусь, но она подчиняется стратегическим интересам СГ. Это довольно распространённое заблуждение, что Россия собирается присоединить Беларусь так же, как она это сделала с «ДНР» и «ЛНР». Она это всё сделает якобы в рамках волеизъявления двух народов. Тут даже Конституции двух стран не будут нарушены: пройдёт референдум, на нём 90 процентов выскажутся за одну валюту, одну армию и одного президента. Беларусь будет «независимой», не имея никаких атрибутов независимости.
Как сами беларусы относятся к такой перспективе? Отвечает Павел Латушко:
— Информационное поле в Беларуси было отдано режимом в распоряжение российских политтехнологов и СМИ. Из десяти самых популярных телеканалов, которые смотрят в Беларуси, 8 — российские. Беларусы находятся под мощнейшим ударом российской пропаганды. Даже несмотря на все эти попытки России завладеть умами беларусов, у них ничего не выходит. Абсолютное большинство беларусов не хочет войны, абсолютное большинство людей против Лукашенко, а что самое важное — 97 процентов беларусов выступает за независимую Беларусь (об этом говорят социологические опросы, пусть и социология в тоталитарных государствах — вещь «интересная»). Но достаточный процент выступает за приоритетность союзных отношений с Россией. Мы, демократические силы, должны достучаться до этих людей и показать, что неоимперия Путина планирует уничтожить беларускую государственность.
Светлана Тихановская считает, что выходом из сложившейся ситуации может стать возрождение языка, культуры, истории на всех уровнях, начиная с индивидуального, с повседневной жизни и общения. Она также рассказала о плане демократических сил Беларуси по противодействию интеграции:
— Мы проводим работу на политическом уровне — в выступлениях на Мюнхенской конференции по безопасности я говорила, что Беларусь не может оставаться в ОДКБ и «Союзном государстве» с Россией, которая начала войну против Украины и теперь является агрессором, это противоречит интересам большинства беларусов. Наша главная задача, над которой мы работаем, — сделать так, чтобы Беларусь не «оставили на потом» в текущем конфликте, чтобы она не осталась утешительным призом для проигравшего Путина. Беларусь нельзя оставлять «на потом». Без свободной и демократической Беларуси невозможно построить эффективную систему безопасности в Европе. Война не будет законченной, пока Беларусь не станет свободной.
Павел Усов настаивает на том, что свобода Беларуси зависит от ослабления России:
— Остановить интеграцию может только разрушение режима Путина и создание таких условий, при которых Союзное государство будет весьма дорогостоящим мероприятием для России. Любые интеграционные вопросы должны восприниматься на международном уровне исключительно как оккупация.
Павел Латушко считает, что для недопущения интеграции нужно сформировать три силы:
— Первая — внутренняя. Необходимо создать народно-освободительное движение, и наше переходное правительство над этим работает. Это самый сложный вопрос, поскольку в Беларуси подавлено гражданское общество. Репрессии в Беларуси сравнимы с периодом сталинизма.
Второй ресурс — создание протоармии. Её зачатки уже есть. В составе ВСУ появились наши добровольческие подразделения, которые борются за освобождение Украины и мечтают освободить Беларусь.
Третья сила — это международное давление, это изоляция режима, санкции и привлечение Лукашенко к ответственности по отношению к Украине. Предоставленный журналистам документ может сыграть и на руку Лукашенко. Я был послом Беларуси во Франции, Испании и Португалии. Тогда же, в 2015 — 2016 годах, я участвовал в закрытых переговорах. Там были министр иностранных дел Беларуси, ныне покойный Владимир Макей и его заместитель. Главным тезисом переговоров было то, что Лукашенко — главный и единственный гарант суверенитета Беларуси. Значит, помочь Лукашенко — это помочь спасти Беларусь. Этот тезис достаточно успешно был «продан» посланниками Лукашенко в связи с аннексией Крыма и войной, которую Россия развязала в Донбассе.
Россия является врагом беларуского народа и врагом беларуской государственности
После этого последовала оттепель во взаимоотношениях между Беларусью и Западом. Всё это рухнуло после фальсификаций на выборах и событий 2020 года. Лукашенко хочет избежать санкций, избежать ответственности. Он понимает, что его ждёт трибунал. Исходя из этого, он опять пытается продать нарратив о том, что именно он является гарантом независимости Беларуси. Это не так. Именно Лукашенко привёл к утрате беларуской независимости, именно Лукашенко с первых дней своего правления выступал за союз с Россией. Именно он позволил поглотить беларускую армию, именно он уничтожает беларуский язык, культуру и самосознание. Именно он построил концлагерь на территории Беларуси, где просто нет свободных людей. Только беларуский народ может быть гарантом независимости.
Мы не рассматриваем Россию как дружественную страну. Сегодня Россия, которая оккупировала Беларусь, является врагом беларуского народа и врагом беларуской государственности. Это нужно чётко произнести, чтобы понять угрозу. К демократизации России после ухода Путина я отношусь скептически. Мы видим, что большой процент россиян поддерживает войну в Украине, поэтому веры в какое-то партнёрство у меня нет.
🤍❤️🤍