top of page

Лукашенко уничтожает национальные учреждения


Павел Павлович Латушко: заместитель руководительницы Объединенного Переходного Кабинета Беларуси, руководитель Народного антикризисного управления, посол

Это сон? Нет, это действительно так. Представить мне это было сложно, невозможно. Но уволены почти все руководители национальных учреждений Беларуси, которые связаны с культурой. Уничтожить и разрушить — основные подходы режима Лукашенко. Лукашенко уничтожает национальные учреждения страны. Начиная с 2020 года режим массово зачищает организации гражданского общества, благотворительные организации, политические партии. Объектом политики разрушения стали и национальные учреждения. Процесс уничтожения начинается сверху: за последние годы по разным основаниям было изменено руководство большинства учреждений страны с «национальным» статусом.

Изменилось руководство таких важных для беларуской культуры организаций, как Национальный исторический музей, Национальный художественный музей, Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж», Национальный Полоцкий историко-культурный музей-заповедник, Национальный академический Большой театр оперы и балета, Национальный академический драматический театр имени Якуба Коласа, Национальный исторический архив Беларуси в Минске, Национальный академический народный оркестр имени Жиновича, Национальный академический народный хор имени Титовича, Национальный академический театр имени Янки Купалы и другие. Разные причины, разные основания, по-разному мы можем относиться к уже бывшим руководителям. Но факт остается фактом. Остался разве что генеральный директор Национального академического драматического театра имени Максима Горького, известный в обществе как «Русский театр», руководитель которого пошел на сотрудничество с режимом. Но для меня, как для бывшего министра культуры, это не удивительно.

Через смену руководства в прошлом году прошла и Национальная библиотека Беларуси. И в этом контексте следует понимать важность этого национального учреждения. Национальная библиотека — это не только площадка для любителей литературы, но и место, имеющее особое значение для исследователей и ученых, для сохранения литературного наследия страны. Это подтверждает и объем фондохранилища библиотеки, где содержится свыше 14 миллионов единиц материалов, включая редкие произведения беларуской культуры и литературного искусства, рукописи, произведения беларуских авторов. Эту колыбель национального жизнеописания, место, имеющее особое значение для развития в том числе и беларуской литературы, возглавил представитель «русского мира», сторонник западнорусистских взглядов, пропагандист Вадим Гигин.

Назначение Гигина на должность гендиректора библиотеки вызвало даже дипломатический скандал. Министерство иностранных дел Израиля выразило недовольство назначением на такую должность человека, который «озвучивал антисемитские высказывания», а также «способствовал уничтожению еврейской памяти».

Гендиректор библиотеки — антибеларуский человек. В качестве своего любимого исторического персонажа Гигин называл человека, который имел непосредственное отношение к уничтожению освободительного беларуского движения.

Мне всегда импонировал виленский генерал-губернатор Михаил Николаевич Муравьев, подавивший восстание 1863 года. Но я хорошо изучил его биографию. Это был потрясающий человек, администратор, руководитель, который может служить примером для любого государственного деятеля.

Политика подавления Муравьева, который в беларуской историографии получил говорящее прозвище Муравьев-Вешатель, погубила жизни многих беларусов — и этим персонажем восхищается директор беларуского национального учреждения. Более 120 участников восстания 1863 года были расстреляны, более 900 — сосланы на каторгу, 12,5 тысячи — высланы под надзор полиции.

И какими же были первые шаги человека с такими «историческими кумирами» на посту директора главной библиотеки страны? Соответствующие. Заняв пост, Гигин продолжил активно продвигать антибеларуские взгляды. Одна из первых войн пропагандиста была развернута против Владимира Короткевича — знаменитого звездного классика беларуской литературы. Вместе с творческим вкладом Короткевич обращал внимание беларусов на богатство истории Беларуси, обучал нас еще в 70-е годы, начале 80-х годов. А почему «обучал»? Он продолжает это делать, несмотря на всяких Гигиных. Но в этом году будет 40-ая годовщина со дня смерти Владимира Короткевича, однако классик, который писал о Беларуси еще задолго до прихода Лукашенко к власти, все равно стал сегодняшним врагом режима. И в этом вопросе как раз и проявился так называемый директор Национальной библиотеки. Осенью 2023 года из школьной программы исключили произведение «Колосья под серпом твоим», которое Короткевич написал в 1965 году. Как позже заявил сам Гигин, произведение исключили из школьной программы по его собственной инициативе. Еще раз. Произведение беларуского классика исключили из школьной программы по инициативе директора главной национальной беларуской библиотеки.

Какие решения в должности директора Национальной библиотеки Беларуси будет принимать человек, выступающий против беларуской литературы? Который борется с беларускими классиками, а сам придерживается пророссийских позиций? Это вопрос риторический и не требует ответа.

С 2020 года дважды менялось руководство и в Национальном историческом архиве Беларуси в Минске. В августе прошлого года архив возглавил Михаил Глушаков, который до этого долгое время работал в КГБ. Какими были первые решения директора-силовика? Уже через день в архиве произошли массовые задержания, которые затронули не менее семи сотрудников. И это — свидетельство отношения так называемого директора-КГБшника к сотрудникам архива, историкам, исследователям и архивистам. Вместо мотивации продолжать работу — репрессии, вместо реализации исследовательских проектов — посадки. 

В этом ряду можно обратить внимание на антибеларускую переориентацию многих национальных учреждений. Новоназначенное руководство Национального академического театра имени Янки Купалы также начало вести активную деятельность: теперь беларуский театр, который более 100 лет ставил спектакли на национальном языке, который еще даже в советские времена был назван именем беларуского классика Янки Купалы, русифицируется. В сентябре на сцене Купаловского театра только один спектакль прозвучал по-беларуски и аж 15 — на русском языке. А труппа вольных купаловцев, которые уволились в знак несогласия с насилием на улицах в 2020 году, теперь признана «экстремистами». И это — как признать экстремистом самого Янку Купалу. Вот так при Лукашенко меняются беларуские национальные учреждения. Эта личность боится всего беларуского, именно он — предатель и оккупант. И с каждым днем появляются новые факты его измене стране. И главная цифра, которая об этом свидетельствует: сегодня более 140 человек, связанных с культурой, являются политическими заключенными в тюрьмах режима.

Стоит вспомнить, что в начале 2022 года произошел слив документа, в котором утверждалось о планах России по поглощению Беларуси до 2030 года. Среди среднесрочных планов в слитом документе отмечалось увеличение политического влияния на беларуские элиты, создание пророссийских акторов. Мы не можем утверждать о том, был это фейк или не фейк, но все, чем сегодня занимается Лукашенко, соответствует логике этого документа.

Политика режима Лукашенко по русификации, дебеларусизации и разрушению национальных учреждений также соответствует этому. Гражданское общество в Беларуси уничтожается, беларуское национальное сообщество уничтожается, а на его место приходят пророссийские персонажи. Сегодня в Беларуси создаются пророссийские негосударственные организации, мобилизовываются пророссийские активисты, через унификацию псевдопартийной системы интегрируются в политическое поле Беларуси из России. В политсовет лукашенковской «Белой Руси» сегодня входит... тот же самый Гигин, фанат Муравьева-Вешателя.

Поиски угроз национальной безопасности — любимое хобби диктатора и его спецслужбистов. Но если режим так любит повсюду искать угрозу национальной безопасности, то может стоит поискать ее внутри системы? Ведь именно такие люди бросают серьезный вызов беларуской культуре, беларуской истории и государственности, Беларуси как независимой стране. Именно такие назначения руководства национальных учреждений создают предпосылки для антибеларуской переориентации. И именно в этом кроется угроза беларуской государственности, которую искусственно создает сам Лукашенко. Понятно, что руководство национальных учреждений — это не элита культуры, может не вся культура и не вся элита культуры, но тем не менее они задают политику деятельности организаций, занимаются стратегией работы национальных учреждений. И встает вопрос: что делать?

И я уверен, я убежден, что беларускую культуру невозможно победить. Восточные соседи веками пытались уничтожить беларуский язык и культуру, подчинить беларусов себе, но беларусы до сих пор издают беларуские книги, изучают беларуский язык, ставят беларускоязычные спектакли. В деле сохранения нашей национальной самоидентичности в условиях деструктивной деятельности режима особое значение приобретает самообразование, сохранение традиций своей семьи и общенациональных, общебеларуских традиций. Именно поэтому представительством по национальному возрождению Объединенного Переходного Кабинета этот год объявлен Годом традиций. Особенно важно вкладывать идеалы беларускости следующему поколению, нашим детям и внукам. Ведь именно наша культура делает нас беларусами, именно наш язык является фундаментом нашей национальной самобытности и государственности. И я верю также в деятелей беларуской культуры, которые работают в домах культуры, в районах, в деревнях, в библиотеках. Я верю в беларуских артистов и актеров, которые несмотря на все то ужасное, что происходит с нашей национальной беларуской культурой, смогут сохранить ее на нашей родной беларуской земле, чтобы передать ее новым поколениям беларусов. А Лукашенко и его сообщники — это главная угроза для всего беларуского. И важно понять, что без ликвидации этого режима мы не сможем спасти то самое важное, что важно для честного человека, гражданина — нашу культуру.

За рубежом нам также критически необходимо создавать национальные центры, которые позволят сохранить беларускую культуру, продолжить ее развитие, создать условия для будущего возвращения в Беларусь — истории, культуры, искусства, литературы, музыки и других отраслей национального наследия.

Я верю в то, что Беларусь будет жить, и с ней беларуская культура и наш язык.

Жыве Беларусь!

Comments


bottom of page