Павел Павлович Латушко: заместитель руководительницы Объединенного Переходного Кабинета Беларуси, руководитель Народного антикризисного управления, посол
Появилась информация о том, что режимом Лукашенко был вынесен смертный приговор гражданину ЕС, а конкретно Германии — Рику Кригеру, обвиняемому режимом по 5 статьям УК, в том числе в акте терроризма. Информацию о смертном приговоре уже подтвердил МИД Германии.
Во-первых, сам факт приговора к расстрелу, то, что в Беларуси в 21 веке до сих пор существует смертная казнь. Тут может быть только одна оценка — такого не должно быть в европейской стране.
Этот приговор можно трактовать как террористический акт, и Лукашенко действительно является террористом, неоднократно совершавшим акты государственного терроризма, включая захват самолета Ryanair. Мы это прекрасно помним. Безусловно, за жизнь гражданина Германии он требует какую-то цену — выкуп или обмен.
И можно даже предположить какую. Давайте тут попробуем разобраться. Есть основания думать, что вся эта ситуация с Риком Кригером — договорняк Лукашенко с Кремлем. Ведь в Германии сидит на пожизненном заключении российский сотрудник ФСБ Вадим Красиков, который публично убил в Берлине политического беженца. По некоторым данным руководитель Кремля хотел его выменять на Навального, потом были попытки обмена на Эвана Гершковича, американского журналиста «The Wall Street Journal», который взят в заложники на территории России и буквально на днях осужден к 16 годам тюремного заключения. Но Германия отказывалась. Сейчас же Лукашенко вместе с Путиным решили не оставить Берлину выбора — взяли в заложники гражданина Германии, и пригрозили ему смертной казнью. То есть давайте разложим все по полочкам: сотрудник ФСБ Красиков отбывает пожизненное заключение в Германии за реальное политическое убийство, а Лукашенко, по заданию Кремля, приговорил гражданина Германии к смертной казни. Пожизненное в том случае, и смертная казнь в этом случае — значит повысили ставки.
Кстати, в суде, говорят, когда объявили приговор гражданину Германии, он смотрел с недоумением и удивлением. Немецкий консул также, адвокат просто покраснел, ведь непонятно вообще, почему появился этот приговор, но а тем более смертная казнь.
Вопрос к окружению Лукашенко: вы действительно хотите связывать судьбу с этим неадекватным террористом, который осуществляет преступные действия против одной из ведущих стран Европы и мира?
А во-вторых, давайте проанализируем, к каким последствиям может привести в принципе нахождение в заложниках у режима гражданина Германии, которому еще и грозит расстрел.
Мы уже видим, насколько режим Лукашенко обострил отношения с Евросоюзом — массовыми репрессиями в Беларуси, организацией миграционного кризиса, захватом в заложники граждан европейских государств по сфабрикованным обвинениям, соучастием в войне против Украины.
Ситуация, созданная этим неадекватным персонажем, как никогда близка к реальному железному занавесу, когда не только товарное, но и пассажирское сообщение может полностью прекратиться.
Конечно, мы прекрасно понимаем, что диктатору плевать на людей и для него невозможность беларусов выезжать в Европу — только на руку. Диктатура чувствует себя гораздо комфортнее в изоляции от цивилизованного мира, изолированных людей проще обрабатывать, им проще продавать историю про — «коварный и загнивающий Запад», их проще репрессировать и контролировать.
Совсем другая история — это товаропотоки и торговля. Транзит товаров. Возможность зарабатывать на этом. Возможность зарабатывать на обходе наложенных на Россию санкций за войну против Украины. Возможность зарабатывать на китайском транзите, быть его «окном в Европу» в рамках инициативы «Один пояс и один путь».
Все эти возможности для режима сейчас закрываются. Во-первых, из-за принятия Европейским союзом 29 июня нового пакета санкций, который в значительной степени гармонизировал экономические санкции в отношении России и режима Лукашенко. Это санкции за войну против Украины, в которой режим Лукашенко является соучастником и до их принятия — держателем «серой зоны» для их обхода. Гармонизирующий пакет во многом закрыл эту санкционную дыру, являясь по своей сути эффективной мерой контроля за исполнением санкций. И мерой необходимой с точки зрения лишения России ресурсов, товаров и технологий для обеспечения ее агрессии против Украины.
Во-вторых, под угрозу поставлен упомянутый «Пояс и путь», китайский транзит через границу Беларуси и Польши. Причина — снова же в режиме Лукашенко, который с 2021 года ведет против этой страны, а также Литвы и Латвии, гибридную войну через организацию миграционного кризиса. И в этой войне с польской стороны уже есть жертвы. Это погибший от нанесенного мигрантом ножевого ранения военнослужащий Матуеш Ситек. Кстати, информация о том, что убийца польского военнослужащего до сих пор находится на территории Беларуси, в эти дни опубликована польскими спецслужбами. Это и 25 польских военнослужащих, получивших ранения разной степени тяжести во время несения службы по охране границы в результате нападений нелегальных мигрантов. Кроме того, с 25 марта 2021 года режим Лукашенко держит в заложниках Анджея Почобута, журналиста, активиста, представителя польского национального меньшинства и члена «Союза поляков».
На данный момент ситуация такова, что Польша заявляет о готовности полностью закрыть грузовое сообщение с Беларусью, если режим Лукашенко не выполнит ее требования: прекратить атаку мигрантами, выдать убийцу Матеуша Ситека и освободить Анджея Почобута.
В известность об этом поставлен Китай, который вынужден включаться в ситуацию, ведь под угрозой окажется его транзит. И режим Лукашенко уже получил от Китая сигнал о том, что его действия являются нежелательными и ему стоит урегулировать свои отношения с Польшей.
Так вот, Лукашенко пытается диверсифицировать свою зависимость от России, сближаясь с Китаем или, по крайней мере, демонстрируя такое сближение.
Однако сделать это так, чтобы самому же не спровоцировать такую перемену, выглядит, мягко говоря, нетривиальной задачей. И «заблудившиеся» в Беларуси российские дроны толсто намекают Лукашенко, что поменять хозяина ему не позволят.
Россия, высылая дроны, очень четко дает понять Лукашенко, что его заигрывания с Китаем являются нежелательными для интересов России. Но сам виноват: за что боролся — на то и напоролся.
Таким образом, положение режима Лукашенко на текущий момент — весьма неудобное.
Гармонизация санкций ставит под вопрос его дальнейшую полезность для России как условно «самостоятельного» субъекта. Ведь в результате принятия нового пакета санкций ЕС, закрывается ее беларуское «окно в Европу». Содержать Лукашенко, который начинает крутиться как уж на сковородке, просто за красивые усы — довольно сомнительная инвестиция, правда? А с другой стороны, на него давит тема китайского транзита. И в обоих случаях он уже несет серьезные издержки, которые со временем будут становится только хуже. И он это прекрасно понимает.
Но вместо практических шагов, он продолжает предпринимать декоративные. Хоть и пытается слать сигналы на Запад, ЕС и Польше о якобы готовности к диалогу. Вводит безвиз для граждан 35 европейских государств. Через своего нового министра иностранных дел Рыженкова сообщает о якобы открытости к коммуникации с Польшей, но при этом обвиняет в сложившейся на границе ситуации именно ее. А принципиальные условия Польши режим называет необоснованным шантажом.
Довольно слабая и малоконструктивная переговорная позиция, согласны? Неудивительно, что Польша прямо говорит, что она будет готова разговаривать только после практических шагов со стороны режима, а не популистических пиар-заявлений. И любые его попытки продолжать переводить стрелки на Польшу, жаловаться на нее Китаю, не дадут никакого эффекта. А скорее даже усугубят ситуацию.
Казалось бы, для Лукашенко лучшим сценарием было бы договориться с Польшей, выполнить ее требования, заручиться гарантиями Китая... Но вместо этого выясняется, что он собирается расстрелять гражданина Германии.
И тут, простите за такую прямоту, можно сказать только одно: Лукашенко, который пытается строить из себя геополитического игрока и стратега, на поверку — просто идиот. Не то что бы это выглядело сильно иначе до новости о смертном приговоре Рику Кригеру. Но это обстоятельство лишь подтверждает тезис, который мы всегда озвучивали нашим международным партнерам — Лукашенко не является адекватным и договороспособным персонажем. Вести с ним какие-либо конструктивные переговоры не имеет никакого смысла. Он террорист. Неадекватность которого действительно, как он сам же и признавался, не имеет никаких «красных линий».
Достигнет ли он таким образом своих целей — терроризируя и шантажируя уже не только Польшу, а также Литву и Латвию, а теперь уже и Германию? Одну из ведущих стран в Европейском Союзе, в целом мире. Добьется ли отмены санкций, открытия погранпереходов?
Не думаю. Подобными действиями он лишь ускорит окончательное падение железного занавеса. Китай не будет ссориться с ЕС ради Лукашенко и просто перестроит свои маршруты в обход Беларуси. И выгодное транзитное положение Беларуси будет потеряно.
Боюсь даже представить, чего это будет стоить нашей стране в долгосрочной перспективе. Но представьте вы — и я говорю это сейчас сторонникам Лукашенко и его обслуге, тому же Максиму Рыженкову: представьте, что Беларусь перестанет быть транзитной страной. Перестанет быть интересна не только ЕС, но и Китаю. А все вы останетесь один на один с Россией. Для которой Беларусь — это просто территория, которая представляет собой интерес сугубо военного характера. Вы действительно думаете, что в таких условиях вы будете интересны Кремлю? Что ему будет важно поддерживать какой-никакой уровень жизни, вливая в Беларусь безвозвратные дотации? Что ему будете нужны вы на занимаемых ныне должностях? Пример таких территорий у вас перед глазами — оккупированные Л/ДНР.
А Лукашенко в любом случае однажды не станет. И пусть он исходит из логики, что после него хоть потоп, но вам-то потом здесь жить. В стране, которой неадекватный дед-террорист подписал смертный приговор. Он подписал приговор не гражданину Германии — он стране подписывает смертный приговор.
Он еще не приведен в исполнение. Но синие пальцы уже на курке.
Comments