Павел Павлович Латушко: Заместитель руководителя Объединённого Переходного Кабинета Беларуси, руководитель Народного Антикризисного Управления, Посол
Многие полагают, что санкции являются ключевым фактором, который толкает Беларусь ближе к России. Однако, детальный взгляд на экономические индикаторы дают основание по другому взглянуть на это утверждение.
Обсуждение санкций и оккупации
В дебатах о санкциях часто возникает вопрос о том, считается ли Беларусь оккупированной территорией. Этот аспект важен, поскольку санкции против субъектов хозяйствования, зарегистрированных на оккупированных территориях обычно ещё более строгие, чем на территории оккупанта. Примеры Крыма и т.н. ДНР подтверждают этот подход.
И здесь не слышны аргументы ослабить санкции против т.н. ДНР чтобы не толкать Донецк в объятия Кремля. И причин тут много, в том числе и открытые границы между оккупантом и оккупированной территорией, благодаря чему любая лазейка будет использоваться оккупантом для обхода санкций. Поэтому тем, кто утверждает, что наша страна оккупирована и одновременно говорит, что санкции уводят нас в Россию и поэтому их надо ослабить, надо учитывать при однозначных утверждениях и это обстоятельство.
Экономическая зависимость от России
Большая часть экономики Беларуси, за исключением некоторых отраслей, уже давно и тесно связана с Россией без всяких санкций. И это была цель Лукашенко в его предвыборной программе в 1994 году и это та стратегия, которой придерживается диктатор уже 30 лет. И здесь нет ничего нового, ничего функционально не изменилось в его подходах и с 2020 года.
Такие отрасли как нефтепереработка, химическая промышленность, машиностроение, металлургия просто неконкурентоспособны на своих традиционных рынках сбыта без датированных энергоресурсов из России. Поэтому привязать их сильнее к России невозможно.
Рост импорта из ЕС
Несмотря на санкции, якобы «толкающие» Беларусь в Россию, импорт из ЕС в 2023 году достиг рекордных значений, что противоречит утверждениям о полном экономическом повороте Беларуси к России.
Утрата торговых связей с Украиной
Например, в 2019 году доля России в товарообороте Беларуси составляла 49%, а Украины — более 8%. В прошлом году доля России составила 60%, а Украины — 0%. Куда делся товарооборот с Украиной? Он перетек в торговые отношения Беларуси с Россией.
Полная потеря самой большой части нероссийского экспорта произошла отнюдь не из-за санкций, а из-за вероломного нападения на Украину и участие в агрессии, к сожалению, нашей страны, что привело к полной остановке торговли с Украиной.
Анализ индексов
Кроме умозрительных заключений аналитиков, существуют объективные показатели, индексы, которые показывают насколько концентрирован экспорт и импорт любой страны. Анализируя эти индексы, можно сделать следующие выводы:
Концентрация торговли была неприемлемой уже давно (задолго до санкций), и в разы больше, чем эти параметры для Литвы, Польши и Украины.
До 2020 года был тренд на рост концентрации, тогда как у соседей — падение. Т.е. наши соседи диверсифицировали рынки, а Беларусь, несмотря на селекторные совещания у Лукашенко, нет.
В 2021 году, когда были введены санкции, концентрация торговли не выросла, а упала, то есть наоборот рынки, куда поставляются беларуские товары расширились.
Для утверждения, что санкции усиливают торговую зависимость от России, необходимо выполнение трех условий: низкая концентрация торговли до санкций, рост концентрации после введения санкций и прямая связь этого роста со вводом санкций.
В реальности же все три признака отсутствуют.
Comments