Павел Латушко в интервью для чешского портала Seznam Zprávy Неофициальный перевод с чешского языка
«Путин и его вассал Лукашенко хотят жить в другом мире. В мире без свободы и стандартов прав человека», — говорит Павел Латушко, министр в правительстве Светланы Тихановской в изгнании, который на родине был приговорен к 18 годам лишения свободы.
«Мы ищем партнеров в Европе и в мире. У нас их много, но в основном для рукопожатий и фотографий, на этом все и заканчивается. Потом у нас есть союзники, которые готовы нас поддержать, и они это делают. Но мы ищем активных союзников», — сказал в интервью порталу «Seznam Zpravу» Павел Латушко, министр в беларуском правительстве Светланы Тихановской в изгнании.
Именно поэтому, помимо выступления на «Форуме 2000», Латушко провел ряд встреч с чешскими чиновниками, обращаясь к ним за активной поддержкой. В частности, он обратился за поддержкой проживающим в Чехии беларусам, которым власти диктатора Александра Лукашенко не продлевают паспорта. Если бы они вернулись на родину, многим из них грозило бы тюремное заключение.
«К сожалению, единственной страной, имеющей четкую стратегию в отношении режима Лукашенко, является Россия. Ни в Брюсселе, ни где-либо еще в мире никто этого не делает», — говорит Латушко, утверждая, что мир забывает его страну, а беларуская нация постепенно исчезает под влиянием России.
Для начала задам актуальный вопрос: что Вы думаете о результатах выборов в Польше? Большинство голосов, вероятно, получит оппозиция, изменится ли что-нибудь в отношениях между Польшей и Беларусью или Польшей и беларуской оппозицией?
На этот вопрос трудно ответить, Вы спрашиваете меня как члена беларуского правительства в изгнании, и поэтому я вряд ли могу комментировать внутреннюю политику другой страны. Тем не менее, 300 000 беларусов предпочли жить в Польше, поэтому польские власти и польское общество дружелюбно относятся к беларусам. Польша — страна номер один для беларусов, ищущих убежища. У нас хорошие и конструктивные отношения с нынешним польским правительством, и я уверен, что такие же отношения будут и с оппозицией, потому что Беларусь и поддержка ее демократизации не являются в Польше предметом обсуждения.
Я бы скорее упомянул вопрос о референдуме по вопросу о границе между Польшей и Беларусью и сносе стены между двумя странами. В итоге результат оказался недействительным, поскольку проголосовало недостаточное количество избирателей. Но 97% из них проголосовали за то, чтобы стена осталась.
Однако я не думаю, что поляки проголосовали так из-за желания оторваться от беларуского общества. Я уверен, что это реакция на политику режима Лукашенко, который каждый день провоцирует конфликты на границе. В будущем эта стена исчезнет, я в этом уверен. Беларусы хотят быть частью Европы, и мы уже приняли соответствующую резолюцию на Конгрессе беларуских демократических сил в Варшаве в августе.
Несколько недель назад я писал о том, что режим Лукашенко прекратил выдачу паспортов в посольствах и что заявители вынуждены вернуться домой. Один беларуский студент сказал мне, что у него будут проблемы, потому что чехи выдают студенческие визы на основании паспорта. Теперь он не знает, что ему делать. Будете ли Вы обсуждать этот вопрос с чешскими чиновниками?
Да, мы обсуждаем это с Министерством иностранных дел, с главой парламента и с Министерством юстиции. Это беспрецедентная ситуация, когда власти страны решают не поддерживать своих граждан за рубежом и не давать им возможности получить действительные документы. Это важно решить, у нас 1,5 млн. беларусов за границей. Полмиллиона человек решили уехать после фальсификации выборов и насилия со стороны режима Лукашенко, которое продолжается до сих пор. Людей арестовывают каждый день.
У нас есть два варианта. Первый – начать выдавать паспорта Новой Беларуси – мы уже начали эту процедуру и получили положительную реакцию из Брюсселя. Однако решение о том, признавать ли их, остается за национальными правительствами. Мы ведем с ними переговоры об этом, в том числе и с Чехией.
Другой вариант — использовать законодательство тех стран, где проживают беларусы. Например, в Польше и Литве мы ведем переговоры о том, чтобы эти страны выдавали им собственные проездные документы сроком на три года. В Чехии это вопрос закона, а не решения министерства. Изменить закон в короткие сроки невозможно, ситуация критическая. Поэтому мы обращаемся к правительству Чехии. В стране проживает около 10 000 беларусов, из которых три тысячи будут решать эту проблему. Вы, Чехия, являетесь символом борьбы за свободу, и ваша поддержка крайне важна для нас.
В своем первом ответе Вы упомянули о стене на границе с Польшей. Несколько дней назад я посмотрел новый фильм Агнешки Холланд, в котором запечатлен гуманитарный кризис в этой стране. Какова ситуация там сейчас?
Она по-прежнему драматична, гуманитарная проблема продолжается. Но важно понять, кто создал этот кризис. Инициаторы – Александр Лукашенко и Владимир Путин. Они спровоцировали эту ситуацию на границе по двум причинам. Лукашенко хочет, чтобы его признали президентом, поэтому он оказывает давление на Европейский Союз. Он также хочет, чтобы Запад прекратил санкции против его режима. Литва уже передала это дело в международный суд ООН в Нью-Йорке.
Как Вы оцениваете предложенное Лукашенко трехстороннее сотрудничество между Россией, Беларусью и Северной Кореей? Может ли эта группа стран изменить ситуацию?
Много лет назад бывший глава американской дипломатии Кондолиза Райс говорила об «оси зла». Теперь мы видим новую ось зла: Пхеньян, Тегеран, Москва и – мне трудно это говорить — Минск. Лукашенко и Путин хотят жить в другом мире, без стандартов прав человека.
Вчера (интервью было дано 16.10.2023 – ред.) бывший пресс-секретарь Лукашенко, ныне главный редактор крупнейшей газеты Беларуси, выступил в первой программе беларуского телевидения. Он заявил, что все люди, которые говорят о правах человека в Беларуси, являются врагами государства.
Это их цивилизация: без прав человека и без свободы. Они сотрудничают, чтобы выжить. Они не друзья, но у них общие интересы. Пхеньян никогда бы не выжил без России, а России сейчас нужно оружие из Северной Кореи. А Лукашенко понятно, что победа Украины в войне будет означать для него конец.
Давайте посмотрим на ваши отношения с Украиной. Похоже, что президент Владимир Зеленский держит дверь открытой для Лукашенко, он пока не признал правительство Светланы Тихановской. Что Вы можете сказать по этому поводу?
У меня было несколько конфиденциальных встреч с украинскими официальными лицами на эту тему. Когда где-то идет война, правительство всегда в первую очередь заботится о своих интересах и интересах своего народа. Как дипломат, я понимаю Зеленского. Я не могу подтвердить, что украинцы ведут переговоры с Лукашенко, они его официально не признают. Даже страны Евросоюза не признают Тихановскую и наше правительство. Так почему мы должны критиковать Украину за это?
После кратковременного восстания вагнеровцев в России часть их войск была направлена в Беларусь. Это как-то повлияло на ситуацию в вашей стране?
Лукашенко решил поддержать Путина в решающий момент. В тот момент, когда Пригожин двинулся к Москве, он понял, что они с Путиным в одной лодке и могут погибнуть вместе. Поэтому он решил спасать себя.
Ошибку он совершил только потом — стал публично заявлять, что именно ему удалось решить огромную проблему для России и Путина. А Путин никогда ему этого не простит и не забудет. Именно по этой причине они на месяц прекратили общение, Путин перестал давать Лукашенко деньги и поддерживать его.
Сегодня у нас в Беларуси 500-1000 вагнеровцев, и Лукашенко утверждал, что Вагнер жив, жил и будет жить. Ну, вы знаете, чем это обернулось. Лукашенко думал, что Путин даст ему денег на вагнеровцев, но он ничего не получил.
Несколько дней назад украинские спецслужбы заявили, что Россия может вести войну как минимум до 2025 г. Сколько продержится Лукашенко, режим которого находится под санкциями?
Недавно один журналист спросил меня о нашей мотивации, как долго она продержится. Я ответил, что я осужден на 18 лет, поэтому у меня мотивация на 18 лет. Пошутил, конечно.
Лукашенко начал массовые репрессии в 2020 году, в 2021 году угнали гражданский самолет Ryanair, в том же году он начал миграционную войну против Евросоюза. В 2022 году он отдал нашу территорию России для ее агрессии против Украины, в 2023 году в Беларуси находятся вагнеровцы и ядерное оружие. Чего мы ждем? Вопрос не только к беларусам, но и к чехам, полякам, литовцам и другим, что мы можем сделать. Мы будем поддерживать Украину, как можем, там гибнут беларусы, воюющие против России. Поддерживая Украину, мы поддерживаем и себя. Победа Украины — это одно из условий нашей победы.
Мы не хотим быть балконом России и оставаться в сфере ее интересов. Мы хотим быть частью европейского сообщества, поэтому наша цель — членство в Европейском Союзе. Не завтра и не послезавтра, но это наша стратегическая цель.
Comentarios