Интервью Павла Латушко для польского издания Interia.pl
Оригинал статьи в Interia.pl
Латушко: Лукашенко боится за свою жизнь. Есть два генерала, которые могут его свергнуть
— Путин хочет втянуть Беларусь в войну против Украины. Если в стране произойдет демократический переворот, Москва может вмешаться военным путем. Россия уже оказывает давление на Лукашенко. Из имеющихся у нас данных мы знаем, что в Совете безопасности Беларуси есть несколько генералов, которые находятся в прямой связи с российским Генштабом, — говорит в интервью Interia бывший Министр культуры и посол Беларуси в Польше Павел Латушко. По его словам, в Варшаве может быть создано беларуское правительство в изгнании.
Марчин Маковски, Interia: Беларусь официально находится под российской оккупацией?
Павел Латушко бывший министр культуры и посол Беларуси: — Да. Наши юристы и дипломаты, работающие в Народном антикризисном управлении, подробно проанализировали текущую ситуацию с точки зрения международного права и практики. Убеждены, что в настоящее время Беларусь находится под временной военной оккупацией Российской Федерации. Александр Лукашенко, в свою очередь, является главой марионеточного правительства в Беларуси, подчиненного Кремлю. Фактически он потерял контроль над большей частью государства. Он не имеет никакого влияния на то, что делают российские войска.
Каковы практические последствия для самих беларусов?
— Фундаментальные. Юридическое признание страны территорией, находящейся под временной оккупацией, гарантирует ее территориальную целостность. Дело в том, что Беларусь или ее часть не может быть передана, например, России или стать одной из республик. Кроме того, признание оккупации означает, что ни одно соглашение, подписанное Лукашенко с другими субъектами, не будет признано на международной арене.
Кто же тогда будет принимать политические решения от имени государства?
— Уже год мы призываем Светлану Тихановскую, что нам необходимо создать беларуское временное правительство в изгнании. Наши призывы наконец-то оказались на благодатной почве, и несколько недель назад госпожа Тихановская заявила о своем желании создать такой орган. На данный момент мы работаем с ее офисом над формированием первого кабинета, который отрежет Лукашенко от связи с миром. Необходимо также формирование беларуского национально-освободительного движения. Правительство и движение станут основой для восстановления государственных институтов в Беларуси.
Как бы функционировало правительство в изгнании?
— Нам важны реальные действия, а не «теневой кабинет». Я считаю, что Светлана Тихановская должна быть главой правительства, а также были бы созданы важнейшие министерства — иностранных дел, обороны, финансов, экономики и региональной политики. Речь идет о представлении интересов беларусов в мире по вполне конкретным вопросам. Когда ставится вопрос о гарантиях безопасности Украины, кто еще должен от имени суверенной Беларуси ходатайствовать о выводе российских войск с нашей территории? В долгосрочной перспективе, когда наконец наступит день краха режима Лукашенко, мы будем готовы перейти к политическому и административному управлению в стране.
До сих пор вы упомянули одно имя с демократическим мандатом. Кто будет формировать остальную часть правительства в изгнании, когда выборы не могут быть проведены?
— В его состав вошли бы представители признанных на Западе институтов — в т. ч. вышеупомянутого Народного антикризисного управления, соратники Тихановской и члены Координационного совета. Это не означает, что другие инициативы не будут представлены или допущены к составу и работе правительства. Мы должны создать как можно более широкую коалицию демократических сил.
Где будет располагаться главный офис белорусского правительства в изгнании?
— Это логистический вопрос.
Символично, на мой взгляд.
— Одно не исключает другого. Народное антикризисное управление базируется в Варшаве, офис Светланы Тихановской находится в Вильнюсе. Я не знаю, будет ли у правительства одно место, но может быть два. В Польше и Литве.
Как вы думаете, Лукашенко осознает ситуацию, в которой он находится? Он знает, что больше не может управлять Беларусью?
— Я думаю, он знает, что его жизнь в опасности. Он борется уже не за сохранение остатков беларуского суверенитета, а за свое политическое существование. Даже временно, потому что он находится в прямой зависимости от Владимира Путина, что было хорошо видно во время сфальсифицированного конституционного «референдума» в конце февраля.
Вы говорите о политической вассализации Беларуси, но как это понимать с военной точки зрения? В вашей стране стоят российские войска, с ее территории падают ракеты на Украину, но беларуская армия не идет в атаку вместе с Росгвардией.
— Пока беларуской армии воевать не приходится, ведь сама территория страны является для России важным стратегическим активом. Недавно Лукашенко признался на встрече с одним из российских губернаторов, что если бы он не сохранил власть и не подавил демократические протесты, никакой «спецоперации» не было бы. Я соглашусь здесь. Без Беларуси напасть на Киев было бы практически невозможно. Поэтому, когда я встречаюсь с иностранными политиками, я всегда говорю — без Лукашенко этой войны бы не было. Это преступление двух режимов, и оба должны быть окружены плотной стеной санкций. Александр Лукашенко готовился к российскому наступлению на Украину еще в 2021 году, когда гибридным путем — дестабилизируя границу — начал провоцировать Польшу и дестабилизировать восточный фланг НАТО. Мне также известно, что планировалась провокация в виде имитации нападения Украины на Беларусь с целью создания правовой базы для контрнаступления с территории «союзной страны».
Почему этого не произошло?
— Потому что Лукашенко, как и Путин, не имел полной информации о состоянии, дисциплине и моральном состоянии своей армии. Многие командиры не хотели идти на войну, был велик риск, что приказ о наступлении с земли будет проигнорирован. Тогда что? Перед войной военная разведка Беларуси анализировала моральное состояние войск с точки зрения их мотивации к войне с Украиной. Этот документ был представлен Совету безопасности в Минске, его выводы были неоднозначными. Многие командиры не проявляли инициативы и желания сражаться.
Если к этому добавить текущую ситуацию, т. е. русские потери в людях, технике и боеприпасах — нежелание войны в беларуской армии только усилилось. Насколько нам известно, большинство офицеров и младших кадров низшего и среднего звена не хотят входить на территорию Украины. Кошмар Лукашенко — сценарий, при котором часть армии вооружается на вражеской территории или организует военный переворот в Минске.
Как вы думаете, может ли Россия, несмотря на внутреннее сопротивление, заставить Беларусь вступить в войну?
— Такая угроза реальна. Путин уже давит на Лукашенко. Из имеющихся у нас данных мы знаем, что в Совете безопасности Беларуси есть несколько генералов, которые находятся в прямой связи с российским Генштабом.
Знаем ли мы их фамилии?
— Да. Это, например, государственный секретарь Совета генерал Александр Вольфович. Он родился в Советском Союзе в Калуге, затем окончил Московское высшее военное командное училище, так называемую «Кремлёвку». Позже он сделал карьеру в Беларуси. У Вольфовича и его людей очень хорошие контакты с Николаем Патрушевым — секретарем Совета Безопасности Российской Федерации. Вольфович — один из «теневых генералов», которых можно использовать в случае необходимости свержения Лукашенко. Второй — Павел Муравейко, друг Вольфовича, тоже после «Кремлёвки». Таких людей, которые могут действовать в интересах России, в беларуской армии больше. Поскольку эти имена дошли до нас конфиденциальным путем, а теперь дойдут и до СМИ, наверняка они тоже на столе у Лукашенко. Я не говорю о том, чтобы снять с него ответственность. Он преступник, который собственными решениями привел в эту ситуацию всю страну.
Каким могло бы быть будущее Беларуси, если бы была приостановка войны с Украиной? Будет ли режим в Минске нужен Москве?
— Пока он поддерживает стабильную внутреннюю ситуацию, как в тюрьме, и подчиняется приказам Кремля — он останется у власти. Это два фактора, которые гарантируют его будущее. Если что-то их этого пошатнется, возникнет риск переворота. Однако эта ситуация не является патовой для беларусов. В Украине уже созданы две независимые от режима беларуские воинские части — добровольцы и бывшие офицеры, в том числе из спецподразделений. Эти лица представляют реальную угрозу режиму. По мере ухудшения военного и экономического положения в стране растет недовольство. В четверг, 31 марта, задержаны 38 железнодорожников, их обвиняют в диверсиях против российских войск. Работают киберпартизаны, раздаются листовки, создан план «Перамога», группа бывших прокуроров и следователей — инициатива «Байпол» — всё это готово ко дню восстановления власти. Это реальные инструменты действия.
Но есть ли воля к сопротивлению и у народа, когда уличные протесты жестоко подавлялись?
— К сожалению, Лукашенко удалось запугать общественность, но не всю. Время работает против него, потому что санкции, подобные тем, что в случае с Россией, рано или поздно ударят и по Минску. Мы находимся в контакте с бывшим премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном, который формирует международную коалицию бывших премьер-министров и президентов, чтобы начать уголовный процесс против ведущих политиков и российских военных. Мы делаем все возможное, чтобы среди этих имен были Александр Лукашенко и его генералы. Действуем так, чтобы легкой жизни у него не было.
Вы знаете что-нибудь о его психическом состоянии, распорядке дня, ближайшем окружении?
— Наш контакт с его спецслужбами сообщает, что за последние недели личная охрана Лукашенко была усилена на 30%. Он боится не только покушений, но и нападения ручных гранатометов, когда путешествует по стране на вертолете. Он больше не летает близко к южной границе страны. Его вертолет должны сопровождать один-два военных вертолета — в качестве живого щита. Я не думаю, что он хорошо спит с этим осознанием.
Допустим на минуту, что на Украине перемирие, а в Беларуси демократическое свержение власти. Может ли Россия в такой ситуации вмешаться военным путем?
— Это реалистичный сценарий и наша самая большая проблема и угроза. Поэтому везде, где это возможно, мы призываем к одному — включить в мирные переговоры постулат о выводе всех российских войск из Беларуси. Каким будет мир с Украиной, насколько надежными будут гарантии безопасности, когда у русских еще есть танки в однодневном пути от Киева. Без независимой Беларуси Украина всегда будет в опасности. Путин нас просто так не отпустит, но когда миллион человек после свержения Лукашенко выйдет праздновать на улицы Минска, посмеет ли он отдать приказ об атаке?
Как вы думаете, почему Запад в значительной степени игнорирует Беларусь при введении санкций против России?
— Думаю, это следствие стратегической ошибки, допущенной ЕС и США в 2020 году, когда не только в городах, но и в селах сотни тысяч человек беларусов рисковали жизнью и здоровьем, протестуя против режима Лукашенко. Тогда сразу же не было введено никаких санкций или давления, и Запад не сделал всего, что было в его силах, чтобы привести к власти демократически избранного президента. Если бы это произошло, возможно, сегодня мы бы не говорили о войне на Украине. Между тем, Запад спустя два года застрял в той же ошибке — сосредоточив все свое внимание на Москве, не замечая, что одновременно проще заняться и Беларусью вызывая эффект домино, способный остановить войну. Большинство россиян за Путина и войну. Большинство беларусов против войны и Лукашенко. Достаточно сделать выводы. Почему западные стратеги их не делают — не знаю.
Но вы догадываетесь?
— Но я могу предположить. Перед войной мы передали в Гаагу документы, собранные беларуской оппозицией — 40 тысяч. страниц — доказывающие преступления режима Лукашенко. Пытки, убийства людей, массовые репрессии, угон самолета, гибридная война с ЕС. Теперь есть соучастие в вооруженной агрессии. Что им еще нужно? Спрашиваю как политик демократических сил Беларуси. Какие аргументы нам использовать, если и этого недостаточно?
Comments