Павел Павлович Латушко: заместитель руководительницы Объединенного Переходного Кабинета Беларуси, руководитель Народного антикризисного управления, посол
Уже несколько месяцев подряд в литовско-беларуском инфопространстве обсуждается тема литвинизма. Дошло даже до того, что отдельные литовские политики стали говорить, что литвинизм — это идеология, которой придерживаются беларуские эмигранты и якобы это является угрозой для суверенитета Литвы, попыткой переписать литовскую историю и чуть ли не предпосылкой к появлению территориальных претензий со стороны беларусов.
Звучит серьезно, особенно на фоне наличия дискуссии внутри литовских властей по поводу возможности уравнивания ограничений для беларусов и россиян. Проблема в том, что литвинизм в этом смысле может использоваться как один из аргументов в пользу необходимости принятия подобного решения.
Но действительно ли существует такая вещь, как «угроза литвинизма»?
И в том ли направлении идет дискуссия вокруг нее, когда корни проблемы ищутся в глубинах истории? Либо же эта проблема имеет искусственное происхождение с очень конкретной целью — создать искусственный конфликт между литовцами и беларусами, поссорить народы, разрушить солидарность и перенаправить литовское общественное мнение от поддержки беларусов в сторону настороженности и даже враждебности. Следует помнить, что Литва — один из ближайших и наиболее активных наших союзников, страна, принявшая у себя не только Светлану Тихановскую, но и десятки тысяч беларусов, вынужденных уехать с Родины как из-за массовых репрессий и преследований, так и по социально-экономическим причинам, так как Беларусь под властью Лукашенко стремительно стагнирует во всех сферах жизни и люди банально не видят для себя никаких жизненных перспектив.
Вместе с тем Литва — это и один из главных драйверов расширения давления на диктаторский режим Лукашенко, который, как известно, является ближайшим союзником России и соагрессором в войне против Украины. В то время как беларуский народ в большинстве своем находится на другой стороне, не поддерживает войну и жаждет свободы и демократии.
Отсюда вопрос — будет ли Россия заинтересована в такой солидарности Литвы с беларусами, в таком позитивном отношении литовцев к беларусам, которое имело место и до событий 2020 года, но после их проявилось наиболее активно и сильно.
Или же наоборот, Россия будет стремиться разрушить эту солидарность и поссорить два дружеских народа — беларусов и литовцев? Особенно во время позорной войны против Украины, которую начала Россия при активной поддержке и соучастии режима Лукашенко и в которой Россия как минимум стремится перетянуть беларусов на свою сторону и как максимум вовлечь их в эту войну в качестве пушечного мяса.
Тем более мы имели возможность наблюдать, как с началом войны разжигался конфликт между беларусами и украинцами, и вряд ли мы с вами не понимаем, кому подобные конфликты в таких условиях полезны и в чьих интересах они разжигаются. Мне кажется, что ответ здесь очевиден. Как очевидным является и ответ на вопрос, что делать с внезапно возникшей «проблемой литвинизма», появление которой странным образом совпадает по времени с российской агрессией в Европе.
Ответ такой — нельзя позволить нас разделить
Нельзя позволить агрессору разрушить солидарность между народами, против которых направлена как его агрессия, так и имперская политика России в принципе.
Но чтобы этому противостоять, нужно понимать, как работает искусственное создание таких конфликтов, как в случае с литвинизмом
Внутри любого общества и среди обществ разных стран всегда существуют в больших или меньших размерах определенные нерешенные до конца проблемы, недоразумения или противоречия, иногда почти забытые, а иногда и довольно острые, которые тянутся много лет.
Российская Федерация — известный игрок на поле использования таких недоразумений и противоречий как базиса для того, чтобы активно разжигать их в своих целях, используя весь гибридный арсенал своего влияния на соседние страны: анонимные каналы, фабрики ботов и троллей, лоббисты и другие агенты влияния внутри этих стран.
За примером далеко ходить не надо. Украина
Создавая политическую платформу для Януковича в 2004 году российские политехнологи, среди которых Игорь Шувалов, Марат Гельман, Тимофей Сергеев, Глеб Павловский и другие создали самую грязную в новой истории политическую кампанию, создав так называемую «карту трех сортов Украины».
Задачей той кампании было разжечь ненависть между различными регионами Украины, используя их естественные культурные различия.
Сам же нарратив, либо как еще называют такие пропагандистские вбросы — сваратив, был следующего содержания: якобы в Украине люди разделены на сорта: первый, второй и третий.
Одновременно с этим вбрасывался сваратив о том, что противники пророссийского Януковича и сторонники Ющенко, как и в целом сторонники независимости и прозападного пути Украины — нацисты и фашисты. Это также придумали российские политтехнологи Януковича и Партии регионов, чтобы дискредитировать оппонентов.
Активно распространялись листовки и другие агитационные материалы, в том числе устанавливались билборды с картой Украины, территориально разделенной на «три сорта украинцев»: Запад — первый сорт, центр — второй сорт и Восток — третий.
Одновременно разжигалась истерия об «украинском нацизме» и угрозе гражданской войны и геноцида.
Вы хотите быть «третьим сортом»? Такой вопрос ставили перед жителями востока Украины российские политтехнологи
Конечной целью было уничтожить единство страны и создать повод для аннексии восточных и южных регионов. Влияние, которое имела эта кампания, сегодня трудно не заметить: наличие коллаборантов в оккупированных регионах, международное признание «проблемы» русскоязычных украинцев и кровавая война, которая со стороны России была обоснована этой проблемой.
Вот так через политтехнологии и ИПСО Россией были определены области Украины для будущего захвата и заложена база под все соответствующие дальнейшие действия
По сути из той кампании Януковича 2004 года и растут ноги всех тех фейков и сваративов, которые позже были использованы Россией для продвижения своего кандидата в президенты Украины, для противодействия европейскому выбору для Украины, для разжигания сепаратизма, а после — для российской агрессии против Украины, которая началась в 2014 году с оккупации Крыма и Донбасса, а в 2022 году переросла в тотальную войну на истребление украинцев.
Ну а теперь, когда мы уже разобрались и понимаем, как работают такие политтехнологии, давайте вернемся к «проблеме литвинизма»
Еще с 90-х между Литвой и Беларусью существовала дискуссия по поводу того, кому принадлежит историческое наследие ВКЛ. Но при этом и Литва, и Беларусь всегда исповедовали право друг друга трактовать историю с учетом своих национальных интересов.
В самом же наличии дискуссии ничего удивительного и проблемного и нет, и не было бы сейчас, ведь разность в трактовке истории существует в любой стране. И если страны безоговорочно уважают суверенитет друг друга, подобные вещи никогда не приводят к жестоким конфликтам, тем более войнам.
Но здесь снова в игру вступает Россия
И с помощью медийных инструментов искусственно создает иллюзию, будто бы беларусы считают современную Литву «следствием фальсификации истории» и даже имеют территориальные претензии к Литве, обоснованные историей ВКЛ.
Какая у этого задача?
Эта кампания направлена против политически активных беларусов с целью создать для них невыносимые условия существования в стране, куда они были вынуждены переместиться после преследования пророссийским режимом Лукашенко.
Создать проблемы для беларусов в вынужденной эмиграции, чтобы они не могли объединяться, помогать деньгами беларусам-добровольцам в Украине и тысячам политзаключенных в Беларуси. И чтобы беларусам было сложно сохранять и транслировать свою национальную идентичность.
Если Россия сумеет искусственно сделать из беларусов «угрозу» в Литве, сумеет разрушить солидарность и спровоцировать что-то обратное, агрессивно политически активные, сознательные беларусы будут вынуждены покинуть Литву и разъехаться по другим странам, атомизироваться. И тогда они в меньшей степени будут способными объединить свои усилия.
Конечная цель России — искусственно разрушить естественные добрососедские отношения между Беларусью и Литвой
А в виде Литвы — разрушить связи Беларуси с Европой, чтобы избавиться от этого препятствия на пути к окончательной оккупации нашей страны.
Что же с этим делать?
Нам, беларусам — не включаться в конфликты вокруг истории ВКЛ. Литва имеет свое суверенное право трактовать свою историю как хочет, также как и мы, беларусы — свою. Нам необходимо сохранить уважение друг к другу и придерживаться этого уважения. По крайней мере нас объединяет любовь к этой истории — общей истории в любом случае. И мы должны помнить, кто бы хотел уничтожить эту историческую память. Это нужно только одной России.
Также мы должны помнить, что если речь идет о разделении Беларуси на «пророссийские Могилев, Гомель и Витебск» и «пропольские Гродно и Брест» — это тоже на руку России. Но на самом деле не существует никаких пророссийских регионов, как и пропольских. Есть единая, неделимая Беларусь, наш общий дом, за право собственности над которым — то есть за наш суверенитет — мы, беларусы, и боремся. И мы должны противостоять всем вражеским силам и их пособникам, которые раздрабливают и уничтожают нашу страну.
Уважаемые литовцы. Помните, что существует только одна страна, которая не уважает ваш суверенитет, не признает вашу независимость и имеет к вам территориальные претензии. И это — не Беларусь. Это страна, которая сейчас ведет ужасную войну против Украины. Наша совместная задача сейчас — не позволить нам запутать и ослабить наше единство в сопротивлении общей для нас угрозе — России.
Нам, политикам, важно думать вперед. И понимать, что существует реальная угроза увеличения опасности для границ. Ведь если Беларусь исчезнет — пограничной территорией для Литвы станет Россия, а не Беларусь. И эта угроза исходит от России и режима Лукашенко, который поставил Беларусь на грань потери независимости.
Считаю, что и историкам обеих стран не нужно делить наше общее историческое наследие. Нам нужно просто уважать естественное право наших народов на нее. «Проблема литвинизма» — искусственная и корни ее лежат не в истории ВКЛ, а в современной истории. Давайте помнить, как и кем разжигались конфликты в Молдове, Грузии, Украине. А сейчас — в Литве и Беларуси. И именно это является сегодня наиболее опасной частью нашей реальности. Давайте вместе противостоять этому.
Специалисты по медиа, исследователи пропаганды и политтехнологий, аналитики, журналисты-расследователи — наше совместное участие в этом противостоянии российским сваративам сейчас очень нужно. Уверен, что вместе мы в состоянии разрушить их и донести правду беларускому и литовскому народам. Ведь правда — один из главных и самых сильных инструментов для укрепления солидарности наших народов в преодолении общего исторического вызова, который вновь бросает нам агрессивная империя.
Comments