top of page

Конференция «Роль беларуской судебной системы в осуществлении политических репрессий»


Конференция «Роль беларуской судебной системы в осуществлении политических репрессий»
Фото: НАУ-медиа

Подходы к правовому обоснованию позиции о соучастии судей в осуществлении преступлений против человечности, а также выработать дальнейшие практические шаги по привлечению указанной категории лиц к ответственности в рамках механизмов универсальной юрисдикции


25 апреля 2023 года в Варшаве (Фоксал, 11, «Музей Вольнай Беларусі») состоялась конференция, в ходе которой были систематизированы подходы к правовому обоснованию позиции о соучастии судей в осуществлении преступлений против человечности, а также выработать дальнейшие практические шаги по привлечению указанной категории лиц к ответственности в рамках механизмов универсальной юрисдикции.


Правовой дефолт в Беларуси не позволяет значительному числу беларусов надеяться на справедливое расследование и честный суд по фактам пыток, насилия и других преступлений против человечности, которые совершаются на территории Беларуси с 2020 года (а в целом и ранее — с 1994 года) по настоящее время.

Отсутствие гражданского общества и независимых средств массовой информации, разгром адвокатуры и ликвидация возможности обращаться с жалобами в ООН. Всё это препятствует восстановлению нарушенных прав и законных интересов пострадавших лиц и не позволяет обезопасить общество в целом от дальнейших репрессий.


Поэтому одним из основных направлений деятельности Народного Антикризисного Управления было и остается правовое давление на режим Лукашенко. У этого давления две цели: привлечь к ответственности виновных и восстановить справедливость для потерпевших.

Павел Латушко и Александр Азаров
Павел Латушко и Александр Азаров Фото: НАУ-медиа

В настоящее время, когда гражданские протесты в Беларуси задушены и ушли с улицы, основным инструментом репрессий стали судьи. Вынося заведомо неправосудные приговоры в отношении видных политических деятелей, правозащитников и активистов, а также простых беларусов, судьи фактически являются соучастниками преступлений против человечности — пыток, насилия, незаконного лишения свободы и других.


Среди участников мероприятия глава НАУ Павел Латушко, представитель ОПКБ, глава BYPOL Александр Азаров, председатель Конституционного суда Литвы 2014-2021 гг. Дайнюс Жалимас, юрист, доцент, научный сотрудник юридического факультета Вильнюсского университета, Катерина Латыш и другие.

Павел Латушка объяснил, почему важно организовывать такие круглые столы: — Во-первых, вы знаете, что одно из основных направлений работы Народного антикризисного управления — привлечь к ответственности самого Лукашенко и представителей режима за преступления против человечности, за все преступления, совершаемые режимом Лукашенко, продолжают совершаться каждый день. И здесь мы фактически выстраиваем систему действий по разным направлениям исходя из фактов этих преступлений. В первую очередь речь идет о том, что Лукашенко должен нести ответственность за захват гражданского самолета Ryanair, Лукашенко должен нести ответственность за искусственно созданный миграционный кризис на границе с Евросоюзом. В приоритете также, конечно, преступления против человечности.


Судьи Лукашенко понесут ответственность за совершенные преступления


Руководитель НАУ Павел Латушко выступил на конференции «Роль беларуской судебной системы в осуществлении политических репрессий»


Режим Лукашенко должен получить соответствующую правовую оценку

Павел Латушко


Для команды НАУ одним из ключевых направлений деятельности является правовое давление на режим Лукашенко и привлечение всех лиц, виновных в преступлениях против человечности. Мы будем системно, методично двигаться в этом направлении.


Все эти действия, до настоящего времени, были сконцентрированы на непосредственных исполнителях преступлений против человечности — представителях силового блока режима Лукашенко: милиция, ОМОН, ГУБОПиК и КГБ.


Одним из основных направлений деятельности НАУ является привлечение к ответственности самого Лукашенко и представителей режима за преступления против человечности, за все те преступления, которые режим Лукашенко совершал и продолжает совершать. совершают каждый день. И тут мы фактически выстраиваем систему действий в разных направлениях исходя из фактов этих преступлений.


Прежде всего, мы говорим, что Лукашенко должен нести ответственность за захват гражданского самолета Ryanair, Лукашенко должен нести ответственность за искусственно созданный миграционный кризис на границе с Евросоюзом. В приоритете также, конечно, преступления против человечности. Это насилие, осуществляемое режимом Лукашенко по отношению к беларусам, и не только, но и к гражданам других стран. У нас есть, например, доказательства того, что польские граждане подвергались насилию на территории Беларуси. Речь также идет о создании специальных международных институтов, которые могли бы комплексно рассматривать эти вопросы, потому что то, о чем я говорил ранее, это национальные юрисдикции, они имеют универсальный характер, потому что такие преступления могут рассматриваться в рамках национальных юрисдикций, но с учетом дело в том, что они угрожают мировым стандартам, мировой безопасности, нарушают права человека в мире. И соответственно конвенция ООН дает нам такое право. Но мы также говорим о необходимости создания специальных международных институтов, и это такая резолюция, которая была принята Европарламентом с призывом ко всем странам Евросоюза создать специальный международный трибунал по фактам преступлений против человечности, совершенных режима Лукашенко.

Павел Латушко
Павел Латушко: Фото: НАУ-медиа

Такой международный трибунал стал бы универсальным инструментом для привлечения к ответственности всех виновных в преступлениях. Второе направление международного характера — это то, что Украина инициирует в рамках Генассамблеи ООН — создание трибунала по фактам агрессии.


В соответствии с международным правом, согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1974 года, а также Римскому статуту Международного уголовного суда, предоставление территории страны для агрессии является актом агрессии. Здесь роль режима Лукашенко должна получить соответствующую правовую оценку. Следующее направление — новое направление, появившееся в последнее время — это вопрос, связанный с депортацией украинских детей на территорию Беларуси, которой режим занимался еще до 2022 года. Но особенно активно он стал действовать после очередного этапа оккупации Украины.


У нас есть довольно много свидетельских показаний, доказательств, документов, которые мы передаем украинским партнерам, которые формируем в соответствующий отчет, и комплексный отчет мы будем передавать как украинским партнерам, так и международным партнерам, которые подтверждают, что с территории Украины по решению Лукашенко и соответствующих учреждений и организаций Беларуси, таких как, например, Фонд Алексея Талая, ГП «Беларуськалий» при поддержке региональных властей, украинских детей вывозят на территорию Беларуси. Некоторые из них, конечно, уезжают с семьями, уезжают с участием доверенных лиц, но многие из них сироты. А это от 6 до 15 лет. И здесь международное право очень четко определяет такие действия, как нарушение четвертой Женевской конвенции по отношению к особо охраняемой категории во время войны, военных конфликтов — это дети. Это нарушение со стороны государства. И это первое, за что можно привлечь к ответственности саму Беларусь


Однако сейчас, когда гражданские протесты в Беларуси задушены и ушли с улиц в подполье, основным инструментом репрессий стали судьи, которые выносят заведомо неправосудные приговоры в отношении политических деятелей, правозащитников и активистов.


Судьи, фактически, являются соучастниками преступлений против человечности. Люди, которые находятся на вершине профессиональной пирамиды юриспруденции, стали омерзительным инструментом в руках лукашистского режима, который ломает судьбы и жизни достойнейших беларусов и их семей.


Судьи в Беларуси осознанно и цинично совершают десятки преступлений, полностью отдавая отчет своим действиям.


Переходное правосудие в Беларуси


Юрист НАУ Артём Проскалович выступил на конференции «Роль беларуской судебной системы в осуществлении политических репрессий».


Просим всех, кто заметит за границей лиц, причастных к политическим преследованиям беларусов, сообщать об этом нам или в местные правоохранительные органы

Артем Праскалович


Переходное правосудие является комплексом процессов и механизмов, связанных с попытками общества преодолеть тяжкое наследие крупномасштабных нарушений законности в прошлом, с целью обеспечения подотчетности, справедливости и примирения.


Применительно к Республике Беларусь, я так понимаю, у нас будет очень сложная ситуация в этом вопросе, с учетом всех примеров, которые знает мировая история. Но мы все равно должны пройти через это.


Стандартно данные процедуры включают в себя 4 составляющих:

  1. Накопление и восстановление фактов истины (документирование).

  2. Привлечение виновных к юридической ответственности.

  3. Компенсации жертвам (реабилитационные процессы).

  4. Гарантия неповторения (люстрация, в частности).

В ходе реализации переходного правосудия основное внимание должно быть уделено следующим вопросам: политические правонарушения, вовлечение в международные конфликты, коррупция и иные серьезные нарушения.

Юристы демократических сил обсудили причастность беларуских судей к преступлениям против человечности
Фото: НАУ-медиа

Юристы демократических сил обсудили причастность беларуских судей к преступлениям против человечности, а также попытались выработать практические шаги по привлечению их к ответственности в рамках механизмов универсальной юрисдикции. После подавления протестной активности в Беларуси судьи заняли первое место в преследовании активистов. В условиях юридического дефолта беларусам не приходится рассчитывать на справедливое расследование и справедливый суд. Поэтому одним из основных направлений деятельности демократических сил было и остается легальное давление на режим Лукашенко. Это давление преследует две цели: привлечь виновных к ответственности и восстановить справедливость для пострадавших, — заявил юрист НАУ Артем Праскалович.


— Во-первых, правовую оценку деятельности судьи может дать любой беларуский суд. Любой приговор за экстремистские, террористические преступления абсолютно не соответствует Конституции, какой бы она ни была сегодня. И у любого судьи есть возможность руководствоваться не Уголовным кодексом, а Конституцией. Если он исключает такую ​​возможность, то совершает преступление, а правовую оценку таким действиям могут дать правоохранительные органы внутри страны или иные судьи. Наивно надеяться, что такой путь возможен в Беларуси, поэтому мы рассчитываем в первую очередь на механизмы универсальной юрисдикции. Некоторые страны добились определенного прогресса в этих вопросах. Но во многих странах эти дела застопорились из-за того, что невозможно установить личность подозреваемого, потому что сотрудник ГУБОПиК был в маске, он скрывал свою личность. Но под каждым приговором стоят имена судей, на основании которых людей отправляют в тюрьмы, где их подвергают пыткам, насилию и другим преступлениям против человечности. Соответственно, мы знаем, кого здесь можно обвинить, и вместе с нашими партнерами будем продвигать этот тезис и требовать привлечения судей к ответственности. Мы поможем людям написать соответствующие заявления. Сейчас выходит все больше политзаключенных, отбывших срок, и они могут стать теми людьми, которые могут делать соответствующие заявления. В принципе, такие судьи станут участниками трибунала, о котором сейчас много говорят. Речь идет о военном трибунале не только против Лукашенко, но и за преступления против человечности. Впервые в истории независимой, но такой болезненной Беларуси. Международное сообщество оценило вклад Лукашенко в пытки беларуского народа и говорит о том, что такой трибунал должен быть создан. Но надо понимать, что участниками этого трибунала будут все: Лукашенко, силовики, судьи, прокуроры, следователи — все причастные к массовым репрессиям в Беларуси.


— Но трибунал и универсальная юрисдикция — дело долгое. И что можно сделать немедленно, чтобы привлечь их к ответственности? Может ли включение судей в санкционные списки быть эффективной практикой?


Артём Проскалович
Артём Проскалович Фото: НАУ-медиа

— Мы считаем это эффективной практикой. По нашим данным, в санкционных списках 28 беларуских судей, могут быть и другие закрытые списки. Но Валентин Сукало, глава Лукашенковского Верховного суда, на встрече с ним посетовал, что на судей оказывается беспрецедентное давление, им сложно сопротивляться. Что 150 судей в списках. Мы не знаем, почему он использует это число, хочет ли он показать, что все скрыты, или у него есть какие-то альтернативные данные. Лукашенко, раздавая награды судьям, говорит, что они выстояли, вытерпели, и что он и дальше будет их поддерживать. Это может означать, что система должна принять меры для поддержания судебной системы. Если проанализировать указы Лукашенко о назначении судей и их освобождении от должности, то можно сделать вывод о большой текучести. Что те, кто занимался такими же политическими делами, уходят со службы, потому что понимают, какое там давление, какие перспективы перед ними. Поэтому информационное и санкционное давление сегодня делает свое дело. Если беларусы начнут объединяться и заводить дела по универсальной юрисдикции, то уровень этого давления еще больше возрастет. Ведь санкции — это только невозможность въезда, а объявление Интерполом в международный розыск — это невозможность выезда в любую страну, и постоянное беспокойство внутри Беларуси, ведь неизвестно в какой момент режиму нужно будет забить точек в глазах своих западных партнеров, и она решит выдать такого судью, как жест доброй воли, как готовность торговаться в случае снятия санкций. И такие судьи могут быть выданы Интерполу.


— А те судьи, которые выносили политические приговоры, а теперь ушли из системы? Смогут ли они спать спокойно или все будут отвечать за свои суждения?


— Я бы не хотел сейчас однозначно говорить да или нет, потому что Уголовный кодекс рассматривает возможность наличия отягчающих и смягчающих обстоятельств. Каждый день каждого должностного лица должен оцениваться на предмет соблюдения закона специальными государственными органами, следователями, прокурорами, необходимо выяснить, насколько тяжкие преступления были совершены, и в каких обстоятельствах находился человек в этот момент, может быть за дверью их детей держали в заложниках с автоматом у головы, и что он сделал для минимизации этих последствий, например, уменьшил ли срок наказания или улучшил условия содержания. Поэтому все должно быть индивидуально. Если человек рано или поздно примет это решение покинуть систему, то он может сказать, что он минимизировал ущерб, который он причинил своими действиями.


— У вас есть доказательства или показания того, что беларуские судьи выезжают в Евросоюз?


— Только из СМИ мы видим, что судья, вынесший приговор Светлане Тихановской и Павлу Латушке, якобы находился в Литве. Как только мы получили эту информацию, мы оперативно подключили наших коллег, соответствующие службы в Литве и Польше, так сказать, с этим человеком «поговорить», на каком основании он там находится, может ли он быть здесь. На данный момент эти действия не дали результата, но мы хотя бы таким образом обратили дополнительное внимание соответствующих органов на ситуацию, что такое может повториться, что за этим нужно внимательно следить. Судьи могут въезжать на территорию ЕС с измененными документами, у них могут быть документы на другое лицо. То есть, когда люди видят, когда люди кого-то узнают, они не должны разочаровываться и просто констатировать факт, что видели такого человека. Лучше обратиться в правоохранительные органы страны, где был замечен такой человек, и связаться с представителями демократических сил.


Лукашенко лично контролирует судей


Профессор Вильнюсского университета, бывший председатель Конституционного Cуда Литвы Дайнюс Жалимас выступил на конференции «Роль беларуской судебной системы в осуществлении политических репрессий»


Дайнюс Жалимас
Дайнюс Жалимас Фото: НАУ-медиа

Политика режима Лукашенко направлена против всех тех, кто не согласен с данной политикой, против гражданского общества Беларуси, которое выступает за честные выборы и восстановление конституционного строя. Любое несогласие с режимом приводит к репрессиям.


Узурпирующий власть диктатор контролирует всю судебную систему. Лукашенко назначал и продолжает назначать практически всех судей.


По подсчетам ООН, примерно 11 тысяч политически мотивированных уголовных дел заведено в Беларуси в 2020-2022 годах. Широкомасштабность репрессий очевидна.


Судьи Лукашенко — о них все забыли?


Менеджер социальных сетей НАУ Евгений Тересани выступил на конференции «Роль беларуской судебной системы в осуществлении политических репрессий»


В ситуации ужасных репрессий, в которой находятся все беларусы, основное внимание уделяется самым заметным представителям репрессивной системы: т.н. сотрудникам милиции и работникам тюрем. При этом недостаточное внимание уделяется роли судей режима Лукашенко.


Именно судьи обрекают людей на то, что с ними будет в следующие годы. Их решения приводят к тому, что люди находятся в тюрьмах в бесчеловечных условиях, их пытают, и даже убивают — мы помним убийство Витольда Ашурка в мае 2021 года в ИК-17 в Шклове.

Евгений Тересани
Евгений Тересани Фото: НАУ-медиа

Команда НАУ в течение последних нескольких месяцев реализует проект, который направлен на то, чтобы привлечь внимание к судьям режима Лукашенко, выносящим политически мотивированные, незаконные приговоры беларусам.


Те судьи, которые участвуют в репрессиях против беларуского народа, несут особую ответственность за совершенные ими преступления, поскольку они являются профессиональными юристами, которые не могут не понимать, что именно они делают, какие права беларусов нарушают, какие преступления совершают. При статье были использованы материалы: radiounet.fm и racyja.com.

32 просмотра
bottom of page