top of page

Как Россия без единого выстрела оккупировала Беларусь и какие последствия это имеет для безопасности


Источник: news.myseldon.com

Слово «оккупация» в массовом сознании воспринимается как нечто, возникшее в результате войны. Может быть, поэтому Европа и США предпочитают не замечать фактическую non-belligerent occupation Беларуси со стороны России. Но не замечать ее последствий сегодня уже невозможно. Ведь если долго игнорировать оккупацию страны в самом центре Европы — в конечном итоге это все равно приводит к войне. Даже если предшествовавшая ей оккупация произошла без единого выстрела.


В прошлом оккупация рассматривалась как результат военных действий между государствами и поэтому называлась «военной оккупацией». Но события 20 века показали, что связь между оккупацией и войной не является обязательной — она может быть результатом угрозы применения силы для того, чтобы заставить другое правительство уступить иностранной державе фактический контроль над своей территорией или результатом соглашений, заключенных между «сильными» и «слабыми» государствами.


Эта тенденция нашла подтверждение в положениях Четвертой Женевской конвенции о защите гражданского населения во время войны от 12 августа 1949 года, которая распространяет режим оккупации «на все случаи частичной или полной оккупации территории Высокой Договаривающейся Стороны, даже если эта оккупация не встречает вооруженного сопротивления». Это явление можно определить как фактический контроль государства над территорией, на которую это государство не имеет суверенного титула, без воли (волеизъявления) суверена этой территории.


Современная практика показывает, что оккупанты предпочитают не устанавливать прямое управление. Во второй половине 20-го века объявление войны вне закона послужило стимулом для захватчиков действовать через своих доверенных лиц и избегать прямой ответственности. Они предпочитали использовать существующие структуры управления или пытались создать марионеточное правительство. В этом случае они, как правило, не признают применимость закона об оккупации к своим собственным действиям или действиям своих доверенных лиц и отрицают любую международную ответственность за них.


На основании вышеприведенных положений доктрины можно сделать вывод, что Беларусь подверглась «невоинственной» оккупации российскими военными силами с молчаливого согласия марионеточного правительства нелегитимного Лукашенко, что привело к очевидной утрате суверенитета в политической и военной сферах («власть законной власти фактически перешла в руки оккупанта» — статья 43 Гаагской конвенции 1907 года).



Какие признаки фактической non-belligerent оккупации Беларуси Россией можно выделить?


1) Оккупант (Россия) контролирует оккупированную территорию и использует ее для своих военных целей;


2) нет никаких видимых признаков того, что Лукашенко может воспрепятствовать каким-либо действиям российской армии;


3) для прикрытия своих действий и во избежание наделения Беларуси статусом оккупированной территории Россия использует «согласие» марионеточного правительства Лукашенко, не обладающего никакой легитимностью;


4) начало оккупации имело место без объявления войны — оккупант прикрывался формальными юридическими основаниями (план учений, членство в ОДКБ, союзном государстве);


5) международные договоры и договоренности, которые использовались как формальные основания для ввода войск, впоследствии были грубо нарушены (армия Российской Федерации осталась на территории Беларуси после окончания учений и впоследствии напала на Украину). Данные действия позволяют сделать вывод о том, что Кремль изначально планировал использовать территорию Беларуси для вторжения в Украину. В итоге территория Беларуси была использована для агрессивного нападения на третью страну, хотя ни Договор о союзном государстве, ни Договор о коллективной безопасности, участником которых является Беларусь, вступление в агрессивные войны не предусматривает. Как, собственно, и Конституция Республики Беларусь, а также ее Военная доктрина. Кроме того, был нарушен и Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, заключенный 17 августа 1995 года между Украиной и Республикой Беларусь, согласно которому Украина и Беларусь признали нерушимость государственных границ, а также принятый в его развитие Договор о государственной границе между Украиной и Республикой Беларусь от 12 мая 1997.


6) На момент оккупации Лукашенко де-факто незаконно, силой оружия удерживал власть в стране после проигрыша на выборах летом 2020 года и не был признан цивилизованным миром как легитимный президент.


Как же стало возможно, что в XXI веке произошла оккупация европейской страны без единого выстрела?


В августе 2020 Александр Лукашенко проиграл выборы кандидату от демократических сил Светлане Тихановской и удержал власть силой оружия. После того, как в знак протеста против украденных выборов сотни тысяч людей вышли на улицы в мирном протесте — Лукашенко развернул самые массовые репрессии в современной истории Беларуси. Десятки людей были убиты, тысячи сидят в тюрьме, десятки тысяч прошли через пытки в тюрьмах, сотни тысяч беларусов уехали из страны опасаясь преследований.


Единственная страна из соседей Беларуси, которая признала Лукашенко президентом и помогла ему удержать власть — это Россия. Без поддержки России у него не было ни единого шанса удержать власть. После проигрыша на президентских выборах Россия объявила, что «готова оказать военную помощь» Лукашенко для удержания власти. Для беларусов это фактически означало угрозу военного вторжения. А с учетом того, что в Беларуси хорошо известно, что после победы демократических сил в Украине Россия вторглась в ее восточные области и развязала войну, в результате которой погибло 14 тысяч человек — эта угроза была вполне реальной. Сейчас, в 2022 году российская армия находится на беларуской земле.


Немаловажным является и тот факт, что после введения европейских санкций Россия помогала и продолжает помогать режиму Лукашенко удержаться на плаву финансово, создавая условия для обхода санкций и фактически спонсируя Лукашенко. Теперь очевидно, что целью всех этих инвестиций было получение в свое распоряжение территории Беларуси как плацдарма для нападения на Украину.


Как очевидно и то, что без возможности свободного входа на территорию Беларуси и без такого плацдарма российские войска не смогли бы вторгнуться в Украину с территории Беларуси по кратчайшему маршруту до Киева, не смогли бы наносить удары по центру Украины самолетами и ракетами с кратчайших дистанций.


Но опасность российской агрессии с использованием беларуского плацдарма угрожает не только Украине.


Не только пропаганда, но и сами российские государственные деятели уже сейчас прямо заявляют о возможности нападения с территории Беларуси на Польшу и Литву. Можно ли рассматривать эти слова как пустые угрозы? Возможно, но опыт 2022 года показал, что к любым угрозам со стороны России следует относится как к реальным, если у нее есть физическая возможность их реализовать. А эта возможность определяется тем, где в момент угрозы находится российская армия. И сейчас по территории оккупированной Беларуси она уже подошла вплотную к границам ЕС.


Пока они атакуют только Украину, где уже погибли десятки тысяч людей и каждый день гибнут новые, где ряд украинских городов попросту оказался стертым с лица Земли. Но даже если между Россией и Украиной будет заключено перемирие (или мир) и горячая фаза конфликта остановится — изменится ли что-то в плане региональной безопасности в Европе?


Нет, не изменится абсолютно ничего. Очевидно, что российские войска не покинут Беларусь до тех пор, пока их не заставят это сделать. Они останутся и будут представлять постоянную угрозу для Европейского союза и Украины.


Тем не менее, никто даже не думает заявлять Кремлю требований о выводе российских войск с территории Беларуси. Почему?


Просто потому, что для этого якобы нет оснований — ведь Лукашенко везде говорит, что «добровольно пригласил российскую армию». И все как будто уже забыли, что права приглашать кого-либо от имени беларусов у него нет — ведь он проиграл выборы и удержал власть только силой оружия и российских денег против воли абсолютного большинства беларусов.


Возможно ли было этого избежать?


Разумеется, да. Если бы ЕС и США так же активно помогали беларусам в их борьбе за свободу, как сейчас помогают украинцам, то войны в Украине могло бы не быть. Мы могли бы избежать десятков тысяч жертв. Если бы в отношении Лукашенко вводили такие же санкции, что вводят сейчас против России, Лукашенко не удержал бы власть.


Сегодня же, это открыто подтверждает сам Лукашенко, который открыто заявляет, что если бы в Беларуси удался «майдан», то Россия не смогла бы начать операцию в Украине:


«Было желание отрезать здесь и провести красную черту для России. Украина уже там была, Беларусь надо было рядом поставить. И уже операцию (российское вторжение в Украину — прим. редакции) невозможно было бы провести, когда две республики были бы подмяты под них (страны Запада — прим. редакции)»,— заявил Лукашенко в ходе встречи с Мельниченко (губернатором Пензенской области РФ) 31 марта.


Что нужно сделать в первую очередь, чтобы снять угрозу для ЕС в виде российских войск в Беларуси?


Необходимо осознать тот факт, что без Лукашенко у власти Путин не получил бы плацдарм для нападения на Украину. Осознать, чтобы начать действовать:


1) Признать Беларусь территорией, оккупированной Россией. Это позволит в качестве первого шага заявить требование о выводе российских войск из Беларуси.


2) Поместить Лукашенко и его правительство в международную изоляцию, исключив всех его представителей из международных отношений. Это воспрепятствует использованию Россией марионеточного правительства Лукашенко, которое отправляет в Интерпол политически мотивированные запросы о розыске и использует свой голос в ООН для продвижения нарративов российской пропаганды.


3) Предупредить, что дальнейшее использование территории Беларуси для агрессии, и невывод российских войск в установленный срок повлечет за собой еще более жесткие санкции, чем были введены в отношении России. Это заставит Лукашенко пересмотреть соотношение риск-выгода в том, что касается торговли территорией как плацдармом для нападения на ЕС.


4) Обозначить четкую позицию, что никакие действия, ущемляющие суверенитет Беларуси, не будут иметь юридической силы, и не допустить аннексии Беларуси.


5) Предотвратить неоднократно озвученные Россией — и подтвержденные марионеточным правительством Лукашенко — шаги по размещению в Беларуси ядерного оружия.


Без этих действий любые перемирия или мировые соглашения лишь переведут военный конфликт в Украине из активной фазы в фазу ожидания. При наличии российских войск на территории Беларуси сохраняются угрозы новых агрессивных действий не только против Украины…

bottom of page