Эксперт поясняет: «Это стратегия Кремля»
Источник: Gazeta Wyborcza
— Лукашенко еженедельно организует встречи, на которых присутствуют 40 военнослужащих, в том числе представители 6 спецструктур. Мы знаем, что на одной из последних таких встреч он отдал распоряжение усилить деятельность на границе с Польшей, — говорит бывший посол Беларуси в Польше.
О кризисе на польско-беларуской границе мы беседуем с ведущим беларуским оппозиционером Павлом Латушко.
Анна Микульска: Давайте начнем с начала, то есть с августа 2021 года, когда на границе, а именно в Уснаже-Горном, появились люди с просьбой о международной защите. Ни у кого не должно быть сомнений в том, что миграция — это естественное явление, ведь люди пробуют попасть в Европу и другими путями, в основном через Средиземное море. Однако миграционный маршрут на нашей восточной границе иной — он был создан искусственно Александром Лукашенко, который воспользовался этой естественной потребностью людей в миграции. Почему он это сделал?
Павел Латушко: Лукашенко и Путин вместе решили оказать давление не столько на беларуско-польскую границу, сколько на беларуско-европейскую границу. Первый хотел отомстить за то, что Европа не признала результаты сфальсифицированных президентских выборов 2020 года. Последний хотел проверить, как НАТО отреагирует на кризис, происходящий на границе.
Сегодня мы знаем, что это был первый этап стратегии Кремля, который уже планировал нападение на Украину.
К этой стратегии мы еще вернемся, но давайте сначала разберемся, как иностранцев завозили в Беларусь?
Россия профинансировала инфраструктуру, которая позволила продавать визы и билеты, а также воздушный транспорт в Минск. За выдачу виз отвечали назначенные беларуские консульства и посольства. Все произошло с согласия диктаторов.
Мигранты, приземлившиеся в Минске, получали беларуские визы на месте благодаря работающему там консульскому пункту. Для достижения этой цели также были созданы туристические агентства, которые при этом зарабатывали на иностранцах деньги, которые шли в карманы людей Лукашенко.
В начале кризиса мы услышали об операции «Замок». Эта тема все еще актуальна?
Название операции изменилось, так как изменились страны происхождения мигрантов, а также цели России и Беларуси. Сегодня мы говорим об операции «Прилив». Однако действия остаются прежними — доставление иностранцев на внешнюю границу ЕС.
Итак, вернемся к стратегии Кремля.
После вторжения в Украину в 2022 году миграционный кризис начал играть иную роль, чем та, о которой мы говорили. Это был первый этап. Сегодня рост миграции призван заставить стран-соседей Беларуси, которые являются членами НАТО, тратить все больше и больше ресурсов на собственную оборону и безопасность границ и все меньше и меньше на помощь Украине. Стимулирование активности на миграционном маршруте также призвано дестабилизировать западные общества и отбить у них охоту поддерживать Украину.
Изменилась не только роль мигрантов, но и их маршрут. Люди добираются до границы не только с Ближнего Востока, но и из африканских стран, таких как Эритрея или Эфиопия, куда Путин и Лукашенко направляют свои предложения по выдаче виз. Вместо того, чтобы ехать в Минск, люди летят в Россию. Как выглядит их путь дальше?
Мигранты достигают границы с Беларусью, и Лукашенко берет на себя ответственность. Затем они едут на автобусе до границы с Польшей, Литвой и Латвией.
Итак, если кратко — то за мигрантов несут ответственность Лукашенко и его службы. Какую роль они играют?
За проведение мероприятий по доставке мигрантов к границе отвечает спецподразделение ОСАМ Государственного пограничного комитета. Лукашенко отдает ей приказы напрямую или через своего сына Виктора Лукашенко. Он организует подвоз мигрантов к границе и заставляет их переходить на другую сторону, отвлекая при этом внимание польских служб.
Сотрудники ОСАМ также связываются со своими коллегами на другой стороне, которые организуют дальнейший путь этих людей на запад и снабжают мигрантов инструментами для преодоления пограничного барьера. Весь ход операции контролируется беларуским КГБ.
КГБ возглавляет Иван Тертель, лояльный Александру Лукашенко.
Это человек, который отвечает за то, чтобы перевозка людей проходила бесперебойно и чтобы им не мешали, например, сотрудники МВД. Тертель никогда не подвергает сомнению решения Лукашенко, даже несмотря на то, что они незаконны.
Тем более, что закон в Беларуси давно не действует, но на всякий случай Лукашенко не подписывает постановления относительно мигрантов на границе — никаких документов, подтверждающих, что именно он подписывает эти решения, нет, хотя он публично выражает свое согласие на эти действия.
Вместо документов Лукашенко практически еженедельно организует совещания с представителями спецслужб. На одной из последних таких встреч он отдал распоряжение усилить давление на границе с Польшей.
Почему сейчас?
Причин может быть две. Прежде всего, Лукашенко не хочет, чтобы беларуская армия зашла на территорию Украины. Создавая конфликт на границе, он играет в своих интересах, доказывая Путину, что он проводит здесь важную миссию и его силы нужны в случае контрнаступления со стороны стран НАТО. Но, конечно, этого не произойдет.
Во-вторых, Россия усилила наступление на Украину, и Россия, как мы уже говорили, хочет в результате дестабилизировать ситуацию в Европе, одновременно вынуждая европейцев направить свои ресурсы не на помощь Украине, а на собственную безопасность.
Мы видим эту активизацию деятельности. Участились нападения с беларуской стороны. В результате одного из них погиб польский солдат, 21-летний Матеуш Ситек. Знаем ли мы, кто несет ответственность за это нападение?
Прежде всего, мы должны осознавать, что имеем дело с разными группами людей на границе. Есть те, кто понятия не имеет, что их там ждет, они просто хотят начать новую жизнь в Европе...
… и важно помнить, что они имеют право обратиться за международной защитой, если пожелают. Стоит добавить, что Евросоюз лишает многие страны легального пути миграции, поскольку просто не выдает визы.
Есть и те, кто знает, что их ждет, но все равно решает отправиться в это путешествие. В следующую группу входят люди, проплаченные Россией и режимом в Беларуси и обученные дестабилизировать ситуацию на границе. Наконец, там тоже есть спецслужбы России, беларуского режима, а еще вагнеровцы, часть из которых осталась в Беларуси. Мы не можем исключить, что они также причастны к действиям на границе.
Возвращаясь к вопросу о трагической гибели польского солдата, наши источники указывают, что в КГБ есть группа «Альфа», в которой офицеров обучают использованию ножей в качестве оружия. Аналогично обучается подразделение «С» в структурах ОСАМ. Насколько нам известно, нападение на польского солдата совершил специалист. Однако мы не можем сказать, кем именно был этот человек.
Гуманитарные организации часто говорят о так называемой «системе». Что это такое и что мы знаем о положении мигрантов в этой зоне?
«Система», или приграничная зона, контролируемая Беларусью, была создана в советские времена. Это была специальная пограничная линия, но сейчас она де-факто уже не функционирует, потому что пограничники не охраняет границу, а лишь обеспечивает путь мигрантам в Польшу и тем самым дают возможность ее нарушить. Мы имеем дело с организованной международной преступной группировкой, возглавляемой Александром Лукашенко.
Мы также знаем, что мигрантов часто избивают на беларуской стороне и часто заставляют пересекать границу. С одной стороны, кто-то готов снова и снова пытаться пересечь границу, с другой — кто-то хочет освободиться из этой ситуации, а беларуские спецслужбы его насильно вынуждают пересечь границу.
В чем вы видите решение кризиса на границе?
Не существует какого-то простого решения, чтобы решить эту ситуацию. Однако я знаю, что диктаторы понимают только язык силы. Конечно, никто не будет посылать на границу «леопардов», но существует ряд решений: закрытие железнодорожных переходов с Беларусью вместо остановки передвижения людей. Это ударит по интересам как Лукашенко, так и Китая и может дестабилизировать режим Лукашенко. Это трудное решение, но оно может привести к давлению со стороны Китая на Лукашенко.
Во-вторых, необходимы санкции ЕС и их гармонизация для Беларуси и России, поскольку на данный момент первая позволяет Путину обходить наложенные на Россию санкции, ведь товары туда просто проходят через Беларусь.
В Польше также существует что-то вроде национальных санкций, которые могут быть наложены на хозяйствующих субъектов и сотни людей, входящих в преступную группировку Лукашенко. Польские банки до сих пор обеспечивают проведение финансовых операций с Беларусью, и в то же время мы знаем примеры закрытия счетов простых беларуских граждан в Польше.
Стоит добавить, что в Люблине с 2021 года ведется уголовное дело в связи с нарушением закона и ведением гибридной войны на границе режимом Лукашенко. Можно выдать ордера на арест лиц, подозреваемых в организации искусственного миграционного кризиса.
Польша также может передать дело против Лукашенко в МУС по обвинению в преступлениях против человечности и адвокатировать выдачу ордер на арест Лукашенко. Наша команда уже подготовила все материалы. Теперь необходимы действия.
Несмотря на кризис на границе, Польша не прекратила вести бизнес с Беларусью. Польский экспорт своему восточному соседу в 2023 году составил целых 2,7 миллиарда евро. В основном мы отправляли транспортные средства и машины, а чаще всего импортировали древесину. Сегодня оборот средств уменьшился, но речь по-прежнему идет о миллионах.
И именно поэтому мы в том числе настаиваем на прекращении торговли с Лукашенко. Вместо этого Польша могла бы ввести индивидуальные санкции против представителей собравшейся вокруг него элиты. Что касается самого диктатора — исходя из собранных доказательств, нет никаких сомнений в том, что Лукашенко должен предстать перед Международным уголовным судом.
Хотя мы об этом уже почти не слышим, граждан Беларуси каждый день задерживают спецслужбы и каждый день выносят политически мотивированные приговоры.
Мы постоянно информируем международное сообщество об этих фактах. Мы обвиняем беларуского диктатора в преступлениях против человечности. Репрессии, которые мы наблюдаем, являются самыми большими за последние 50 лет и достигли невообразимых масштабов.
Недавно у нас прошли выборы в протопарламент в изгнании. Всем 257 людям, решившим баллотироваться на выборах, были предъявлены обвинения по Уголовному кодексу, их имущество было конфисковано, а некоторые члены их семей задержаны. Мы имеем дело с пытками в тюрьмах, тотальной цензурой, более 1,4 тыс. людей, признанных политзаключенными (хотя реальное число, конечно, гораздо выше). Политзаключенных помещают в одиночные камеры, где нет кроватей и нет контакта с внешним миром. Туда помещают даже пожилых и больных раком людей.
Как преследуемым беларусам бежать из страны?
Граница с Украиной сегодня полностью закрыта, поэтому этот маршрут не подходит. К счастью, благодаря дипломатическим усилиям Литвы, Польши и других стран беларусы могут рассчитывать на получение гуманитарных виз, хотя и рискуют оказаться в розыске режима. Мы должны понимать, что Беларусь движется в направлении полностью закрытой Северной Кореи. И это происходит рядом с Польшей, в Европе.
Россия хочет изменить наше общество. Однако согласно недавним исследованиям, 66 процентов граждан поддерживают демократию, и 98 процентов хочет жить в независимой стране. Поэтому необходима общая двунаправленная стратегия ЕС и Польши, которая будет делать различие между режимом Лукашенко и беларусами. В противном случае вместо границы с Беларусью появится граница с Россией.
Павел Латушко — беларуский политик, дипломат, бывший посол Беларуси в Польше и бывший министр культуры. Он известен прежде всего как один из лидеров беларуской оппозиции и один из важнейших голосов оппозиции режиму Александра Лукашенко.
Comments