Приветственное слово Павла Латушко Руководителя Народного Антикризисного Управления, Заместителя руководителя Объединенного Переходного Кабинета Беларуси на Конференции по сотрудничеству стран Балтийского моря в послевоенной Европе
2 июня, 2023 Варшава
Уважаемый господин Председатель,
Все войны заканчиваются. И эта ужасная война, война Союзного государства России и Беларуси против Украины — тоже закончится. Верю, уверен — закончится победой Украины. Полным восстановлением ее территориальной целостности. Поражением идеологии рашизма и «русского мира». Поражением так называемого Союзного государства. Я не случайно говорю именно об этой конструкции и объясню почему — чуть позже.
Война закончится. Но придет ли после нее мир и безопасность для региона — зависит от того, как именно закончится эта война. В каком состоянии после победы Украины будут находиться агрессоры. Сохранят ли они возможности для повторения агрессии в будущем.
Уверен, что вы, как и я, считаете приемлемым только один исход: Украина — побеждает, агрессоры — не способны, как минимум в среднесрочной перспективе, восстановиться и возобновить военные действия. Тень войны уходит из региона. И если мы хотим такого исхода — ведь только такой исход и позволяет нам говорить о перспективах для уверенного развития и устойчивости демократии в Восточной Европе — значит перед нами стоят 2 первоочередные задачи. И на самом деле, эти задачи как минимум декларируются на уровне ЕС, США и их союзников:
Помочь безоговорочно победить Украине;
Помочь упразднить режим Лукашенко в Беларуси.
И это — две параллельные, а не последовательные задачи.
Почему? Вспомним риторику, которая звучит в ходе войны. Какие нарративы закладываются, какие надежды возлагаются на победу Украины.
Украина в глазах цивилизованного мира сегодня борется не только за себя, но и за Европу, за ценности свободы, независимости и демократии во всем мире. А еще Украина борется за Беларусь. Об этом также много говорится: вслед за победой Украины, по мнению многих, открывается и окно возможностей для освобождения и демократизации Беларуси.
Но не слишком ли многое мы перекладываем на Украину? Да, я не говорю, что Украина сражается с Россией сама по себе, что Украину бросили в этой борьбе на произвол судьбы. Конечно, нет. Но должна ли и может ли Украина стать решением всех проблем? Быть может, совсем рядом есть проблема, которую стоит решить параллельно — и тем самым помочь Украине победить быстрее, а значит и быстрее прийти к обеспечению безопасности во всем регионе?
Задам вопрос прямо — разве рационально сейчас откладывать решение проблемы про-российского, а по сути российского марионеточного режима Лукашенко в Беларуси? Режима, который является главным союзником и соучастником России в войне против Украины. Который предоставляет территорию, инфраструктуру, полигоны, боеприпасы, промышленные мощности страны российской армии и ВПК России. Помогает ей обходить санкции, помогает получать оружие, помогает обучать военных, помогает ей продолжать воевать!
Разве является рациональным, логичным, правильным откладывать эту проблему на потом, после победы Украины? Неужели не очевидно, что тем самым мы откладываем саму победу?
А мы, к сожалению, действительно откладываем. Про режим российского союзника Лукашенко фактически забыли на Западе. Да, его вспоминают в декларациях, в резолюциях, в твиттах. Но когда заходит разговор о реальных действиях — где в этот момент оказываются все эти декларации и резолюции? Они оказываются в столе. А значит в столе оказываются решения, необходимые и для ускорения победы Украины, и для обеспечения безопасности в регионе, и для обеспечения перспектив демократизации Беларуси. А на самом деле — для существования свободной и независимой Беларуси в принципе.
Скажу больше. Сегодня единственная страна, у которой реально есть стратегия действий в отношении Беларуси — это Россия.
И эта стратегия записана не в декларациях и резолюциях. А в конкретных планах, которые не лежат в столе, а реализуются. Эта стратегия записана в договорах, в интеграционных программах Союзного государства России и Беларуси, в его общей Военной доктрине в том числе. Сам проект Союзного государства – и есть стратегия России. Стратегия восстановления империи.
Давайте вспомним недавние слова Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на заседании евразийского экономического форума в Москве:
«У нас есть в ЕАЭС Союзное государство, то есть в мировой политической истории создан уникальный прецедент, или феномен, как хотите, — создание государства по формуле „две страны — одно государство“ с единым политическим, юридическим, военным, экономическим, валютным, культурным, гуманитарным пространством. С единым союзным правительством, с единым союзным парламентом, я извиняюсь, и даже ядерное оружие одно на двоих сейчас.»
На словах о ядерном оружии Путин и Лукашенко, счастливо улыбаясь пожали руки, а Лукашенко сказал Путину «спасибо». Позже Лукашенко прокомментировал это так:
«Когда речь зашла о ядерном оружии — я из-за акустики этой не очень-то расслышал, — Владимир Владимирович мне говорит: "Принято решение о размещении тактического ядерного оружия в Беларуси". Я говорю: "Спасибо"».
А уже на следующий день министрами обороны Российской Федерации и Республики Беларусь в Минске были подписаны документы о размещении ядерного оружия. О чем до этого и Путин, и Лукашенко и другие официальные лица России и Беларуси неоднократно говорили. Но их слова почему-то никто не хотел воспринимать всерьез.
Ну тогда вот еще одна цитата Лукашенко, сказанная после подписания тех самых документов:
«Президент России меня проинформировал, что сегодня он подписал указ о наших действиях по размещению ядерного оружия в Беларуси. Речь шла о конкретном документе. Было принято решение в развитие того, что было сказано устно. Нам надо было подготовить места хранения и прочее. Мы это сделали, поэтому уже началось перемещение ядерных боеприпасов.»
В самом начале выступления я акцентировал внимание именно на Союзном государстве России и Беларуси и обещал объяснить, почему. Вот почему.
4 ноября 2021 года так называемым Высшим государственным Советом Союзного государства была принята Военная доктрина Союзного государства.
Через месяц после принятия Военной доктрины, в декабре 2021 года Путиным и Лукашенко было принято решение о проведении совместных учений «Союзная решимость-2022». 18 января 2022 года на брифинге для иностранных военных атташе заместитель министра обороны РФ Александр Фомин сообщил, что целями учений является проведение внеплановой проверки войск и отработка различных вариантов совместных действий по нейтрализации угроз и стабилизации обстановки на границах именно Союзного государства.
И именно под прикрытием этих учений через 4 дня после их окончания произошло вторжение на территорию Украины с территории… да, Союзного государства.
И все дальнейшие действия Лукашенко по соучастию в агрессии против Украины реализуются в рамках Союзного государства и его Военной доктрины.
Равно как и решение о размещении ядерного оружия в Беларуси было принято на основании решения о создании 10 октября 2022 года региональной группировки войск, созданной, в свою очередь, снова же на основе Военной доктрины Союзного Государства России и Беларуси.
Именно так. К сожалению, у нас сегодня нет времени углубляться в документы – однако все они, включая упомянутую Военную доктрину, есть в открытом доступе на правовом портале Союзного государства. Сделать выводы и выстроить логическую последовательность после их прочтения не составит никакого труда. Было бы желание.
Я лишь закончу мысль.
Именно Союзное государство России и Беларуси несет ответственность за развязывание войны против Украины в феврале 2022 года, за совершаемые в ее ходе военные преступления и создание ядерной угрозы для всего региона сегодня.
Одним из таких военных преступлений является незаконная депортация детей с оккупированных территорий Украины. Роль Союзного государства в организации данного преступления четко обозначена в соответствующем отчете Народного Антикризисного Управления, переданном нами украинской стороне и всем нашим международным партнерам.
Стоит ли напоминать, что председателем так называемого Высшего государственного совета — высшего органа управления Союзного государства – является Александр Лукашенко?
Стоит. И я говорю об этом прямо сейчас. Я заостряю на этом ваше внимание.
И вместе с тем, я возвращаюсь к вопросу — так действительно ли кому-то кажется рациональным откладывать решение проблемы режима Лукашенко в Беларуси? Режима, который является точно такой же частью и причиной глобальной проблемы — войны Союзного государства против Украины — как и Россия.
При этом, я надеюсь, ключевые задачи в отношении России в этом зале сегодня очевидны каждому.
Ослабить ее вооруженные силы до состояния неспособности представлять угрозу и осуществлять агрессию.
Обескровить финансово Российскую Федерацию путем максимально жестких санкций.
Привлечь ее к уголовной ответственности в рамках трибунала.
И эти задачи, может быть не так быстро, как хотелось бы, но решаются.
А теперь давайте посмотрим на режим Лукашенко.
Во-первых, в течение всей войны в Беларуси проходят перманентные, ежедневные, круглосуточные учения вооруженных сил на всех полигонах и всех родов войск. Напоминаю — результатом предвоенных учений Союзного государства в Беларуси и стала война.
Во-вторых, уже почти 12 месяцев Европейский союз не принимает в отношении режима Лукашенко ни одного нового пакета санкций, что дает возможность как самому Лукашенко стабилизировать ситуацию в экономике, так и позволяет России обходить санкции через Беларусь и получать все необходимое, включая микроэлектронику, для продолжения войны.
На том же евразийском экономическом форуме Лукашенко, говоря о промышленной кооперации и импортозамещении в рамках Союзного государства в условиях санкций, открыто заявил:
«Вы заметили: третий год, как нас пытаются наклонить? Ну ничего, практически все летает, что надо, все взрывается и так далее, и тому подобное. Значит, мы чего-то можем делать, и мы это делаем уже.»
Почему у них «все что надо и летает, и взрывается» — а речь очевидно о ракетах? Потому что санкции в отношении режима Лукашенко и России попросту до сих пор не гармонизированы.
Ну и в-третьих, никаких реальных, а не декларативных шагов, так и не было предпринято, чтобы привлечь режим Лукашенко к уголовной ответственности — ни за преступления против беларусов, ни за преступления против Евросоюза, ни за военные преступления против Украины.
Так безответственность порождает лишь новые и новые преступления. Так безответственность агрессора продолжает войну.
И тем не менее, в отношении режима Лукашенко мы видим прямо противоположную стратегию, в отличие от той, что применяется к России. Несмотря на то, что он не просто является ее ключевым союзником, который реальными действиями помогает России в войне против Украины и совершает военные преступления вместе с Российской Федерацией — а является неотъемлемой частью Союзного государства, которое и ведет эту войну. Я понимаю, что это новый для всех тезис. Но войну против Украины ведет не одна Россия, а Союзное Государство России и Беларуси. В котором Беларусь находится только потому, что существует режим Лукашенко. В то время как Союзное государство существует только потому, что в нем есть Беларусь. И пока существует режим Лукашенко — этот расклад не изменится.
А потому, если мы всерьез хотим его изменить, то нам нужно вспомнить слова бывшего Министра иностранных дел Эстонии Урмаса Рейнсалу, который сказал, что самая мощная санкция, которую Запад может применить к России — это упразднение режима Лукашенко в Беларуси.
Ведь только так мы можем привести к распаду то самое Союзное государство, прямо сейчас ведущее кровопролитную войну в центре Европы.
Без возможности для России использовать Беларусь в рамках Союзного государства эта война в принципе не была бы возможной. Как невозможна и угроза России для Польши, Литвы, Латвии.
Поэтому формула, которую я предлагаю вам сегодня выглядит так:
Упразднить режим Лукашенко — упразднить Союзное государство.
Только так мы сможем обеспечить безоговорочную победу Украины и безопасность для всего региона, которой мы все хотим.
И ответить на заглавный вопрос о перспективах демократических перемен.
У Беларуси они есть — только при условии упразднения режима Лукашенко и только вне Союзного государства с Россией. Иначе — нам не о чем говорить.
Так где вы хотите увидеть Беларусь завтра? В Союзном государстве? Или в Европе?
Ведь у отношений Запада и Беларуси есть только два пути: Беларусь как враг или Беларусь как союзник. И прямо сейчас Запад стоит на этой развилке.
Беларусь-враг — это Беларусь с Лукашенко, а значит Беларусь под Россией, Беларусь как часть Союзного Государства и других российских интеграционных проектов, экономических и военных союзов с Россией. Беларусь-союзник – это Беларусь без Лукашенко, демократическая, независимая, европейская Беларусь, Беларусь в Балто-Черноморском союзе, Беларусь в НАТО.
Чтобы пойти по первому пути Западу достаточно и дальше не иметь никакой стратегии по Беларуси или иметь анти-стратегию, о которой я говорил выше.
Но если Запад хочет получить союзника — необходима стратегия. И эта стратегия не может исходить из откладывания проблемы Лукашенко на потом. Нет. Первым пунктом этой стратегии должно быть решение этой проблемы — упразднение режима Лукашенко в Беларуси. Запад способен создать такую стратегию и имеет достаточно инструментов и ресурсов, включая ресурсы беларуских демократических сил и гражданского общества, чтобы ее реализовать. Но для этого нужна сильная политическая воля.
Пока же единственная страна, у которой есть стратегия по Беларуси – это Россия. И в основе этой стратегии лежит Союзное государство. Освободить Беларусь от режима Лукашенко, оторвать ее от Союзного государства с Россией — значить сломать эту стратегию, значит нанести удар в самое сердце российской нео-империи. Вчера я вернулся из Киева. Мне пришлось провести ночь в бомбоубежищах и слышать, как над Киевом летят и взрываются российские баллистические ракеты. И именно эти ракеты летели и взрывались благодаря Лукашенко, как он сам признает. По совпадению, вчера он сказал, что Россия и Беларусь совершили ошибку в 2014 году. Именно тогда, когда у Украины не было армии, ее надо было оккупировать — это слова Лукашенко. Так неужели кто-то хочет вести с ним переговоры?
Спасибо за внимание.
Comments