top of page

Беларусь похищает украинских детей у всех на виду


Следы доказательств в социальных сетях и государственных СМИ свидетельствуют о роли Минска в потенциальном военном преступлении

Оригинал статьи: foreignpolicy.com

Беларуский паралимпиец Алексей Талай стоял на перроне главного железнодорожного вокзала Минска в ожидании, когда на платформу въедет локомотив и десятки детей из осажденного Донбасса выйдут на перрон, где их встретят охапки разноцветных воздушных шаров. По сообщениям государственных СМИ, поездка детей из восточной Украины в Беларусь была организована благотворительной организацией Талая при личной поддержке президента (прим: наименование употреблено автором публикации) Беларуси Александра Лукашенко, который называет себя «последним диктатором Европы».

В сентябре прошлого года по государственному телевидению была показана передача о приезде детей как о гуманитарном подвиге: ребята окружили инвалидную коляску Талая, скандируя «Спасибо, спасибо». По мнению международных экспертов в области права и представителей правительства США, это потенциально является военным преступлением.

Из всех злодеяний, в которых обвиняют российские войска после полномасштабного вторжения в Украину в прошлом году (в этот список входят массовые убийства, пытки, взрывы больниц), именно систематическая депортация украинских детей в Россию и на оккупированные ею территории стала предметом ордеров на арест, выданных Международным уголовным судом в начале этого года президенту России Владимиру Путину и его высокопоставленному советнику. По оценкам украинских официальных лиц, около 20 тысяч детей были вывезены в Россию в рамках программы, которую исследователи Йельского университета назвали систематической программой насильственного усыновления и индоктринации украинских детей.

В то время как роль России в депортации украинских детей хорошо задокументирована, подробности аналогичной операции в Беларуси только начали появляться – подробности, которые могут привести к обвинениям в военных преступлениях всех причастных, включая Лукашенко.

«Я думаю, что любому участнику могут быть предъявлены обвинения по тому же принципу», — сказал высокопоставленный представитель правительства США, выступая на условиях анонимности в соответствии с правилами, установленными администрацией Байдена, отметив, что депортация гражданских лиц в Беларусь проходила по той же «схеме действий», что и депортация в Россию.

Прибытие сотен детей с востока Украины в Беларусь, где их отправляют в большие оздоровительные лагеря, хорошо освещается в государственных СМИ, которые строго придерживаются линии правительства. Однако правозащитники и иностранные правительства только начинают изучать вопрос о том, что происходит там с детьми.

«Информация об этих лагерях очень скудна», — поясняет Уэйн Джордаш, адвокат по правам человека, помогающий украинскому правительству в расследовании военных преступлений.

По словам Катерины Рашевской, украинского юриста по правам человека, которая занимается расследованием роли Беларуси, сами родители являются одними из лучших источников информации о депортации. После того как в прошлом году в ходе контрнаступления были освобождены участки украинской территории, стали появляться истории о том, как отчаявшиеся родители отправляются в Россию в поисках своих детей. Но те, кого вывозили в Беларусь, были из регионов, которые все еще находятся под российской оккупацией и недоступны для следователей.

Павел Латушко, бывший министр культуры Беларуси, ставший оппозиционером, располагает наиболее подробным публичным отчетом о депортациях. Отслеживая посты в социальных сетях, сообщения в государственных СМИ и черпая информацию из собственных источников, возглавляемая им организация «Народное антикризисное управление» нашло доказательства того, что с сентября 2022 г. по май этого года в Беларусь с оккупированных территорий было вывезено не менее 2100 украинских детей. То, что они нашли, свидетельствует о «систематически организованных, [масштабных] военных преступлениях, возглавляемых лично Лукашенко и поддерживаемых некоторыми лицами и так называемыми НПО», — сказал он в интервью.

В июне Латушко передал досье с результатами своих расследований в Международный уголовный суд (МУС). Представитель суда отказался от комментариев.

В ответ на запрос о комментарии для этой статьи временный поверенный в делах посольства Беларуси в Вашингтоне Павел Шидловский привел ссылку на статью в беларуских государственных СМИ, в которой Лукашенко назвал проблему депортации «просто смешной» и предположил, что украинских детей вывозят на Запад для заготовки органов. Министерство иностранных дел Беларуси не сразу ответило на просьбу о комментарии.

Публичным лицом депортации является Талай, паралимпийский пловец, мотивационный оратор и убежденный сторонник беларуского режима. Как сообщается на сайте его одноименного фонда, они начали содействовать переправке украинских детей в Беларусь еще в августе 2021 года, до начала полномасштабного российского вторжения. Этот шаг был подкреплен указом, подписанным Лукашенко — как говорится в сообщении пресс-службы президента (прим: наименование употреблено автором публикации). Начиная с сентября прошлого года сообщения о депортациях участились. Среди объектов, куда они были направлены, — «Дубрава», крупный детский летний лагерь, находящийся в ведении государственного концерна «Беларуськалий», который уже находится под санкциями Министерства финансов США. Фонд Талая не ответил на просьбу о комментарии для данной статьи.

Следователям могут потребоваться годы, чтобы доказать, что зверства на поле боя связаны со старшими командирами и руководством страны, но усилия по массовому вывозу украинских детей из Донбасса в Россию и Беларусь осуществлялись у всех на виду и широко документировались в социальных сетях, государственных СМИ и в высказываниях высших должностных лиц обеих стран, и, вероятно, именно поэтому они стали предметом первых ордеров на арест, выданных МУС.

По словам одного из высокопоставленных лиц, участвующих в этом процессе, депортация в Беларусь финансируется Союзным государством - экономическим и политическим союзом Москвы и Минска. В октябре российский чиновник Дмитрий Мезенцев, возглавляющий Союзное государство, посетил лагерь «Дубрава». «Мы — участники их будущего», — заявил он в ходе визита, как сообщает российская правительственная газета. По его словам, Союзное государство уже выделило десятки миллионов рублей на поддержку Талая, и будет продолжать это делать.

В сообщениях фонда Талая в социальных сетях и в государственных средствах массовой информации говорится о том, что дети берутся из самых разных групп: сироты, дети-инвалиды, дети из малообеспеченных семей, воспитанники детских домов. Команда Латушко утверждает, что выявила не менее 50 сирот, которые были среди детей, вывезенных в Беларусь.

Женевские конвенции, являющиеся основой международного гуманитарного права, содержат подробные положения, касающиеся обращения с детьми и их эвакуации в военное время: дети должны быть эвакуированы, по возможности, в нейтральную третью страну, а при наличии опекунов должно быть получено их письменное согласие. Депортация в Россию и Беларусь является грубым нарушением этих принципов, считают эксперты. «Беларуси трудно утверждать, что она является нейтральной страной», — сказал Джордаш, — поскольку беларуская территория использовалась российскими военными для нападения на Киев.

В тех случаях, когда родители дают письменное согласие, трудно утверждать, что они сделали это по собственной воле. «Города находятся в осадном положении, идет интенсивный обстрел. И когда к вам домой приходит человек с автоматом и предлагает отправить ребенка в летний лагерь, трудно отказать», — говорит Катя Павлевич, советник по вопросам депортации детей украинской некоммерческой организации «Разом». Родители отправляют своих детей в летние лагеря в России на несколько недель в надежде дать им возможность отдохнуть от войны, не будучи предупрежденными о том, что дети не будут возвращены.

Женевские конвенции прямо запрещают любые попытки изменить национальную принадлежность детей, эвакуированных из зон боевых действий. Одним из наиболее противоречивых аспектов депортации украинских детей из России является стремление Москвы провести с ними индоктринацию, стереть украинский язык и культуру и ускорить получение российского гражданства. Отрывочные сведения о судьбе украинских детей в Беларуси позволяют предположить, что работа по их перевоспитанию, возможно, уже ведется.

В июне прошлого года фонд Талая опубликовал в Instagram пост о том, что группа детей из Донбасса посетила подразделение беларуских силовых структур, специализирующееся на борьбе с массовыми беспорядками. Это подразделение участвовало в жестоком подавлении продемократических протестов в 2020 году после очередных фальсифицированных беларуских выборов. В октябре прошлого года в интервью Sputnik, международному подразделению российских государственных СМИ, глава профсоюза горняков и нефтяников Минской области высказал мнение, что украинские дети из шахтерских регионов Донбасса являются идеальной «целевой группой» для обучения работе в горнодобывающей промышленности Беларуси.

В интервью беларускому государственному телевидению Ольга Волкова, чья организация «Дельфины» базируется в непризнанной сепаратистской Донецкой народной республике и сотрудничает с организацией Талая по вопросам вывоза детей из Донбасса в Беларусь, назвала детей из недавно оккупированных регионов, таких как Мариуполь на юге Украины, «заранее запрограммированными» на зло. По ее словам, они должны сделать «все, чтобы растопить их сердца и показать им, что мы [жители сепаратистских регионов] не злые».

Рашевская, украинский адвокат по правам человека, говорит, что в Беларуси, как и в России, предпринимаются аналогичные усилия по уничтожению их идентичности.

«В этих лагерях искореняется национальная идентичность украинских детей. Этим детям промывают мозги, русифицируют, милитаризируют», — сказала она.


Kommentare


bottom of page