Около 300−500 бойцов из Беларуси помогают защищать Украину от российской агрессии. Беларуские диссиденты надеются, что сопротивление в Украине распространится на их собственную страну. Лидер оппозиции Павел Латушко призывает к ужесточению санкций Европейского союза против диктатора Александра Лукашенко.
Берлин. Всего через несколько дней после начала российского вторжения в Украину в социальных сетях появились первые сообщения о добровольцах из Беларуси, которые выдвинулись в соседнюю страну, чтобы помочь защититься от российской агрессии. Тем временем, по словам лидера беларуской оппозиции Павла Латушко, два беларуских подразделения уже действуют в составе вооруженных сил Украины. Один из них — батальон имени Кастуся Калиновского, названный в честь беларуского национального героя 1860-х годов и полк «Пагоня».
«В батальоне Калиновского в том числе воюют добровольцы, которые уже принимали участие в боевых действиях на Донбассе в 2014 году», — сообщает Латушко, ранее министр культуры Беларуси, а сейчас в Варшаве возглавляет оппозиционную организацию «Национальное антикризисное управление» (НАУ). В состав полка «Пагоня» также входят офицеры запаса беларуских вооруженных сил и офицеры беларуского спецназа. «Оба подразделения борются за независимость Украины, но в то же время и за независимость Беларуси», — сказал Латушко в интервью RedaktionsNetzwerk Deutschland (RND).
Многие беларуские диссиденты надеются, что украинское сопротивление распространится и на Беларусь, чтобы избавиться от диктата России и свергнуть диктатора Александра Лукашенко, который находится у власти в Минске уже 28 лет. «Режим Лукашенко — это марионеточное правительство Москвы, которое угнетает беларуский народ и подчиняется интересам Кремля», — подчеркивает Латушко.
Александр Фридман, историк специализирующийся на Восточной Европе, выходец из Минска, живущий в Берлине, считает, что существование беларуских добровольцев важно и с «исторической точки зрения». «Эти бойцы спасают честь Беларуси и показывают, что не все являются сторонниками России», — говорит Фридман. Большинство беларусов против этой войны, говорит он. «Люди говорят, что это позор».
Однако мужество и пафос добровольцев могут заслонить тот факт, что термины батальон и полк являются скорее символическими и ничего не говорят о реальной силе подразделений. Батальон состоит из 300 — 1200
человек, а полк может состоять из четырех батальонов. По оценке Фридмана, общая численность активных беларуских боевиков в Украине в настоящее время составляет от 200 до 500 человек.
Однако беларуский оппозиционный политик Вадим Прокопьев твердо убежден, что их может за короткое время стать больше: «Нет сомнений, что мы могли бы относительно быстро создать полк в 1000 человек», — сказал Прокопьев RND. Бывший бизнесмен из сферы общественного питания, который в прошлом также прошел военную подготовку в России, в настоящее время возглавляет полк «Пагоня» в Украине и занимается подготовкой добровольцев, большинство из которых прибывают через польскую границу. «Проблема заключается в логистике, добровольцы могут присоединяться к нам только небольшими группами, потому что им всем приходится пересекать границу по отдельности», — говорит Прокопьев.
В настоящее время очень сложно получить выездную визу из Беларуси. Поэтому большинство беларусов приезжают через Польшу, Литву или Латвию, куда они бежали ранее. Кроме того, у украинской стороны существует тревога перед шпионами, что задерживает прием бойцов.
В самой Беларуси также продолжается сопротивление. Поскольку Лукашенко предоставил в распоряжение российской армии всю страну в качестве района развертывания, включая аэропорты, логистические центры и больницы, первые акты саботажа произошли уже через несколько дней после начала российских атак на Украину из Беларуси. «Мы называем это железнодорожной войной», — говорит Прокопьев, имея в виду серию атак на распределительные и ретрансляционные станции беларуской железнодорожной сети. Так, после начала войны, в Беларуси было совершено по меньшей мере семь задокументированных нападений на различные участки пути, которые привели к остановке или, по крайней мере, значительному замедлению перевозок войск и техники россиян. Кроме того, железнодорожники и диссиденты уничтожали сигналы, повреждали пути и совершали хакерские атаки. В ответ Лукашенко ужесточил охрану железнодорожных узлов подразделениями КГБ.
Накануне нападения России на Украину, около 23 часов из Беларуси были выпущены ракеты по украинской территории, что позже признал сам Лукашенко. Хотя до сих пор беларуские войска официально не вмешивались в войну, Павел Латушко уже давно считает, что настало время решить проблему «Лукашенко», и призывает Европейский союз к ужесточению санкций. «Что ещё должен сделать Лукашенко, чтобы Европа привлекла его к ответственности?».
Comments