Павел Латушко для Wyborcza.pl
Есть только один способ ответить на давление Лукашенко — это использовать единственный язык, который понимает диктатор.
16 апреля Анджей Почобут снова встречает свой день рождения за решеткой. Уже более 3 лет этот мужественный активист польского меньшинства, честный журналист и бескомпромиссный борец за правду, свободу и демократию — Анджей находится в заложниках.
Он — один из тысяч (!) заложников режима Лукашенко, тысяч политзаключенных, брошенных диктатором за решетку с начала событий 2020-го года. А три года для политзаключенного в Беларуси — это не просто срок лишения воли. Это три года нахождения в нечеловеческих условиях, под постоянным прессингом. Это три года издевательств, пыток, лишения коммуникации с внешним миром, передач, лекарств. Это три года ада. Пережить который удается не всем.
Контакт с Почобутом прерван. «Он изолирован от мира»
На сегодняшний день нам известно уже о 6 случаях смерти политзаключенных в Беларуси. Режим Лукашенко, пытками и неоказанием необходимой медицинской помощи, уже довел до смерти, а фактически убил Витольда Ашурка, Алеся Пушкина, Николая Климовича, Игоря Ледника, Вадима Храсько. 10 апреля стало известно о смерти Александра Кулинича. Многие политзаключенные находятся в состоянии инкоммуникадо и нам ничего не известно о состоянии их здоровья. Мы даже не знаем точно, живы ли они. Николай Статкевич, Игорь Лосик, Виктор Бабарико, Сергей Тихановский, Максим Знак, Мария Колесникова и многие другие. Мы ничего не знаем о их состоянии.
С момента перевода в в исправительную колонию №1 города Новополоцк — одну из самых жестких колоний в Беларуси – практически никаких известий нет и от Анджея Почобута. У него не было ни одного свидания, ни одного звонка, ни одной передачи. Он полностью изолирован от мира. Несмотря на проблемы с сердцем, он не получает необходимых лекарств. С августа прошлого года Анджей сидит в ПКТ (помещение камерного типа) — то есть камере с еще более строгим режимом содержания. За это время его уже несколько раз помещали в штрафной изолятор. Это все, что мы знаем. С 26 февраля с Анджеем совсем пропала связь.
Анджей Почобут — стоический человек, символ борьбы за демократию и наш общий, беларуско-польский герой. Все, кто его знает, уверены — он держится, не сдается и не отступает от своих принципов. Анджей неоднократно отказывался писать Лукашенко прошение о помиловании. Он пошел на принцип, в одном из своих писем так объяснив свою позицию:
Никакие помилования мне не нужны. Обращаться или проситься я не собираюсь. Даже если будут давить. По таким делам, как мое, такое поведение было бы аморальным.
Не сумев сломать Анджея Почобута, 8 февраля прошлого года режим Лукашенко приговорил его к 8 годам колонии усиленного режима. 26 мая прошлого года — отказал в апелляции.И несмотря на все дипломатические усилия Польши, различные резолюции международных организаций, несмотря на закрытие ряда погранпереходов с требованием освободить Почобута и других политзаключенных — мстительный Лукашенко не делает этого.
Единственный способ справиться с Лукашенко. «Язык принципиальности и силы»
Наоборот, он лишь усиливает давление на Анджея. А вместе с тем ужесточает свою антипольскую политику, усиливает репрессии польского национального меньшинства в Беларуси, ликвидирует польские организации, закрывает школы и курсы изучения польского языка, уничтожает захоронения и памятники и наращивает давление на беларуско-польской границе, штурмуя ее целыми отрядами нелегальных мигрантов.
Как долго это будет продолжаться? Как долго будут продолжаться репрессии в Беларуси, издевательства и пытки над политзаключенными? Как долго Лукашенко будет продолжать набирать и удерживать заложников? Как долго будет продолжаться персональный ад Анджея Почобута — год, два, все восемь лет? Как долго будет продолжаться гибридная агрессия Лукашенко против Польши и других стран ЕС?
Я не думаю, что это вопросы без ответа. Я думаю, что ответ на эти вопросы существует. Но необходима мощная политическая воля, чтобы его дать. Чтобы освободить Анджея Почобута и других политзаключенных. Чтобы остановить агрессию режима Лукашенко.
Этот человек, если его можно так назвать, понимает только один язык — язык принципиальности и силы. Язык еще большего давления.
Его не пугают заборы и закрытые погранпереходы, пока они мешают только мигрантам и пассажиропотоку обычных беларусов. Возможность для перемещения простых беларусов его в принципе не заботит. А точнее — его устроят полностью закрытые для такого перемещения границы. Это же мечта любого диктатора.
Не так уж пугают его и текущие торговые санкции и ограничительные полумеры, ведь они носят ограниченный характер. Особенно, если учитывать, что в условиях таких санкций, по признанию самого же Лукашенко, товарооборот по отдельным товарным группам вырос в 3-5 раз.
А что же его может напугать? Каким может быть язык силы в контексте границы Беларуси и Польши? Какие действия реально способны поставить Лукашенко перед необходимостью освободить Анджея Почобута и тысячи других политзаключенных, принудить его прекратить атаки нелегальными мигрантами?
Для этого необходимо пойти на принцип, как это сделал Анджей Почобут. И ответить на давление Лукашенко еще большим давлением, включив в решение проблемы Лукашенко еще и Китай — полностью перекрыв грузовое сообщение с Беларусью, в том числе железнодорожное.
Наш общий герой. Один за всех и все за одного
Анджей Почобут сегодня всем нам дает сигнал, что свобода для всей страны в центре Европы важнее, чем свобода для одного. А мы готовы принять и осуществить этот принцип — один за всех, а мы все за одного? И не думаю, что мы имеем право ждать с ответом.
Необходимо пойти на принцип, чтобы у нашего общего героя Анджея Почобута и еще тысяч заложников Лукашенко появился реальный шанс на свободу. Ведь свобода и борьба за нее всегда должны быть делом принципа.
Варшава 16 апреля 2024 года
Источник: wyborcza.pl
תגובות