top of page

4 международных правовых инструмента для преследования за преступления против человечности в РБ


Сергей Зикрацкий
Сергей Зикрацкий Источник: НАУ-медиа

Представитель Светланы Тихановской по правовым вопросам Сергей Зикрацкий уверен: внимание к преступлениям против человечности в Беларуси со стороны международного сообщества заметное, но выражается больше в заявлениях, чем в судебных исках. И напоминает о 4 способах это исправить:


1. Граждане Беларуси не могут подавать индивидуальные жалобы против своей страны. Но жалобу может подать другое государство. Ее рассмотрение в Международном суде ООН (МС) — самое действенное средство привлечения страны к ответственности по международному праву. Это новый инструмент, но он основан на тщательном юридическом анализе и уже получил признание. Беларусь никогда не представала перед МС. Но так как нарушения прав человека в ней беспрецедентны, то и заинтересованные страны должны подумать о беспрецедентном шаге — подаче на нее в МС.
2. Каждая страна-участница Чикагской конвенции (ЧК) может возбудить в МС дело против Беларуси за инцидент с самолетом Ryanair. Любая из них также сможет подать апелляцию в МС после решения ICAO. Все страны, права граждан и организаций которых были нарушены тогда, могут начать такую процедуру.
3. Международный уголовный суд (МУС) — первое, что приходит в голову, когда речь идет о преступлениях против человечности. Беларусь не подписала Римский статут, но в практике МУС есть дела по преступлениям, совершенным не в его стране-участнице. Один из путей: резолюция Совбеза ООН. Решения по подобным вопросам должны приниматься консенсусом всех его постоянных членов. И любая страна, согласная с тем, что в Беларуси были совершены преступления против человечности, может и должна инициировать такое решение.
4. Правила универсальной юрисдикции в уголовных кодексах многих стран позволяют заводить там дела по преступлениям против человечности. Одно дело возбуждено в Литве, есть инициативы по открытию дел в Польше, Чехии, Германии, Франции — но этого недостаточно. Мы знаем аргументы об отказе заводить дела в некоторых странах — и они юридически необоснованны. Единственная причина: отсутствие политической воли.



bottom of page