top of page

Когда заканчивается демократия — начинается война


Павел Латушко, выступление в Познани
Павел Латушко, выступление в Познани. Фото: НАУ-медиа

Тезисы выступления Павла Латушко, заместителя руководительницы Объединенного Переходного Кабинета и главы Народного антикризисного управления

На Познаньском экономическом конгрессе в рамках дискуссии «Безопасность Польши, Европы, мира — деэскалация или новая война?»

15.11.2024

Мы не хотим быть десертом за обеденным столом Путина, потому что сейчас все говорят об Украине, и это важно, но никто не упоминает о Беларуси. Кажется, что все забывают, что Беларусь имеет границу с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной. Это более 2000 километров границы. Решение проблемы войны России против Украины без учета ситуации в Беларуси не означает решения проблемы безопасности для Польши и Европы.

До сих пор не существует стратегии для Беларуси, и даже нет намерения создать такую стратегию. Стратегия необходима, и она должна быть комплексной. Чтобы понять, на чем она должна основываться, нужно различать беларуское общество от российского. Согласно всем исследованиям, 65% беларусов хотят жить в демократии, 97% беларусов хотят жить в независимом государстве. Если говорить о России, большинство россиян поддерживают войну, а в Беларуси большинство беларусов — нет. Большинство беларусов не поддерживают Лукашенко, в то время как большинство россиян поддерживают Путина.

Если не будет создана соответствующая стратегия для Беларуси и беларуского общества, то через несколько лет на границе Польши, Литвы и Латвии может появится солдат беларуского происхождения, но уже в российской форме, готовый атаковать границы Европейского Союза.

Так произошло в России, где за десять лет российская пропаганда создала антиукраинский нарратив. Сейчас это происходит в Беларуси: формируется антипольский, антиНАТОвский, антиамериканский и антизападный нарратив. Они пытаются изменить наши взгляды и отношение к Западному миру. Мы теряем время, и я снова подчеркиваю: если не будет создана комплексная стратегия, говорить о необходимости инвестиций в вооружение — это важно, правительство любой страны должно этим заниматься, заботясь о безопасности своих граждан. Но игнорировать необходимость работы с беларуским обществом — это фактически приближать потенциальный конфликт с территории Беларуси при участии России.

Не забывайте также, что несколько дней назад Россия и Лукашенко объявили, что в 2025 году на территории Беларуси пройдут крупнейшие военные учения. Последние крупные учения «Запад-2021» включали участие 200 000 российских и беларуских солдат. Что значит «крупнейшие учения в истории» в 2025 году? Более 200 000 солдат? Возникает вопрос, будет ли беларуская армия участвовать в этих учениях?

Необходимо работать с независимыми беларускими СМИ, поддерживать и признавать альтернативные институты демократических сил, поддерживать беларускую идентичность, создавать стипендиальные программы для беларусов, не закрывать пограничные переходы, потому что в противном случае мы создадим Северную Корею в центре Европы, что станет еще большей угрозой.

Необходимо понимать натуру диктаторов. Диктатор Путин не остановится на том, что делает в Украине. В зоне риска — Казахстан, Грузия, мы видим, что там происходит, Молдова, где решение о европейском выборе принято с минимальным превосходством, Армения, которая хочет быть в Европе, но этот вопрос тоже до конца не урегулирован. А Беларусь, как мы видим, фактически продается Лукашенко Путину.

Я задал вопрос в Берлине на последней конференции, посвященной Беларуси, всем представителям правящей коалиции Германии. Означает ли ликвидация режима Лукашенко демократизацию Беларуси? Можно ли поставить знак равенства? Они ответили: да. 

Нужно ликвидировать режим Лукашенко, и тогда Беларусь станет демократической. Конечно, могут возникнуть проблемы с транзитом, передачей власти и так далее, это надо предвидеть.

Однако ликвидация режима Лукашенко должно быть целью. Это не должно быть «красной линией» для западных политиков. Поддержка Украины ведь не является красной линией. Почему же усилия для ликвидации режима Лукашенко, совершающего преступления, считается пересечением этой черты?

Что произошло в 2020 году, когда миллионы беларусов вышли на улицы? Мы обращались ко всем партнерам — к США, к ЕС. Нам была нужна мощная поддержка, жесткие санкции, решительные действия. Этого не случилось. К чему это привело в итоге? Репрессии в масштабе, невиданном в Европе за последние 50 лет: 75 000 человек прошли через тюрьмы, тысячи стали политическими заключенными, более 300 000 были депортированы с территории Беларуси. Лукашенко захватил гражданский самолет, начал миграционную войну против ЕС, предоставил территорию для акта агрессии против Украины, а теперь помогает в этой агрессии. Он совершил три из четырех самых тяжких международных преступлений: военное преступление — депортацию украинских детей, преступление против человечности — против беларуского народа, и акт агрессии. До геноцида пока не дошло. Мы будем ждать, пока Лукашенко совершит геноцид? Нужно уже действовать.

Нужно мотивировать беларусов. Беларусы теряют веру в демократию. Почему? За последние четыре года, но нельзя забывать и о предыдущих годах, но давайте сначала посмотрим на последние четыре года, бандит остается у власти и каждый день совершает преступления. Вот сейчас я говорю, а по всей Беларуси продолжаются аресты: в Гродненской области, в Минске, в Барановичах. В последние месяцы прошла огромная волна арестов. Пишет ли об этом польская пресса? Нет. Пишет ли об этом западная пресса? Нет. Неделю назад умер 22-летний политический заключенный, он был фактически убит в тюрьме. Кто-то об этом написал? Нет. Даже внимания нет к тому, что сейчас происходит в Беларуси.

Мотивацией для беларусов также стала бы выдача ордера на арест Лукашенко за преступления против человечности. Мы подготовили все материалы. Мы не просто пришли просить, мы делаем свою работу. Моя команда, Народное антикризисное управление, дважды передавала коммуникации о депортации украинских детей на территорию Беларуси в Международный уголовный суд в Гааге. В этом году мы собрали материалы, а правительство Литвы передало в МУС обращение, касающееся расследования совершения преступлений против человечности режимом Лукашенко в отношении беларусов.

Теперь дело за поддержкой Польши, Латвии, Швеции, Германии. Мы разговариваем с Германией, но они не хотят поддерживать. Политически — да, а с юридической точки зрения — нет. Возникает вопрос у беларусов: наши партнеры просто говорят о демократии или готовы действовать?

И это уже тест не для нас. Это тест для Запада, потому что беларусы борются. Если каждый день происходят аресты, значит, беларусы борются. Зачем Лукашенко каждый день сажает людей в тюрьмы? Потому что существует движение внутри страны. Люди до сих пор не изменили своих взглядов. Он сажает каждый день. Нет ни одного дня перерыва, чтобы кого-то не арестовали или не осудили по политическим статьям.

Нужно делать все, чтобы санкции были эффективными в отношении оборонной промышленности России и оборонной промышленности Беларуси. Оборонная промышленность Беларуси полностью интегрирована в оборонную промышленность России. Санкции, которые вводят ЕС и США против режима Лукашенко, отличаются от тех, которые применяются к России. Это приводит к тому, что Беларусь становится огромной санкционной лазейкой, через которую товары двойного назначения могут попасть на беларуский рынок, а затем — к соответствующим получателям в России, так как у нас существует экономический союз и так называемое союзное государство Беларуси и России.

Мы не просим «Леопарды» и F-16. Мы, беларусы, просим поддержки нашего общества, потому что завтра утром мы можем проснуться, а Лукашенко уже не будет. Сегодня применяется тактика: лучше иметь такого Лукашенко, который является бандитом, преступником, совершившим три из четырех самых тяжких международных преступлений? Считается, что лучше иметь его, потому что он якобы гарантирует суверенитет Беларуси? Ему 70 лет, завтра утром его может не стать — что мы будем делать?

Поэтому главное — нужно вернуть субъектность обществу. Поэтому я снова повторяю: если вы хотите иметь дополнительный барьер защиты от России, работайте с беларуским обществом, потому что это может быть ключевым решением. И здесь не нужны «Леопарды», здесь нужна поддержка: для независимой прессы, для поддержки общества, для укрепления демократических институтов Беларуси и тд.

Для нас это очень важный момент, решающий для будущего нашей страны, для будущего Беларуси.

 

20 просмотров

Comments


bottom of page