В демократическом движении есть консенсус о том, что движение должно строиться, структурироваться и развиваться повторяя типовую структуру демократического государства - т.н. "протогосударство". Так были созданы министерства (ОПК) и скоро на всеобщем голосовании впервые будет избран парламент (КР). Есть интуитивное понимание того что КР будет принимать решения в масштабах демократического движения, а ОПК - организовывать исполнение принятых решений.
Почему приживается именно такой подход? Некоторые говорят, что мы нарабатываем опыт для будущей свободной жизни в нашей стране, играем в демократию. Возможно, в этом есть доля правды, в том смысле что опыт действительно нарабатывается. На самом деле причина в наших ценностях. Нас объединяет вера в то, что демократические институты работают. Эта архитектура всем знакома и интуитивно понятна, её относительно легко объяснить, о ней легко договориться. Особенно по сравнению с альтернативными архитектурами - партией, церковью, акционерным обществом, армией. Придумывать что-то новое в условиях отсутствия общепризнанного архитектора еще труднее.
Итак, цель демократического движения - отстаивание наших ценностей, в том числе борьба за освобождение Беларуси от диктатуры. А протогосударство это набор типовых решений по организации нашей общей деятельности.
Наша цель требует денежных ресурсов. Следовательно перед нами стоит задача собирать и распределять средства. Логично и последовательно было бы продолжать придерживаться стиля протогосударства - учредить бюджет, установить налоги и назначить министра финансов для организации сбора, хранения и всех остальных операций с деньгами.
При этом взаимодействие КР и ОПК должно происходить в следующей логике:
- парламент состоит из представителей налогоплательщиков и владеет бюджетом,
- парламент финансирует деятельность министерств из бюджета,
- министерства отчитываются перед парламентом.
Иногда ОПК и особенно КР обвиняются в бездействии и даже бесполезности. Мол, КР ничего не решает, ОПК ничего не делает. И это неудивительно: какая может быть деятельность если нет финансирования, о чем могут быть решения?.. Мне видится, что именно бюджет является здесь недостающим компонентом архитектуры.
Мы должны решить: кто, кого, когда и в каком объеме финансирует. Эти вопросы никогда всерьез не поднимались на широкое обсуждение, по ним не было принято никакого решения, если не считать решением игнорирование вопроса.
На сегодняшний день есть два вида финансирования, о которых мне известно:
- гранты демократических фондов, которые выдаются на заранее определенные фондом цели. Эти цели безусловно позитивные и полезные. Они перекликаются с целями нашего движения, но не равны им. И будь у нас возможность свободно распоряжаться этими деньгами, я уверен что мы бы решили распорядиться ими по-другому. Более того, самые интересные и востребованные проекты не могут быть профинансированы демократическими фондами. Фонды не дадут грант на паспорт Новой Беларуси, не профинансируют работу юристов для диаспоры, не оплатят передачи политзаключенным, не говоря про другие виды деятельности на которые есть запрос у наших участников.
- сборы на Байсоле. В целом Байсол отличный фонд и команда во главе с Андреем Стрижаком большие молодцы. Это очень близко к тому что нам нужно. Но давайте подумаем чего не хватает:
1) Байсол это в основном социалка и стартапы. Сборов на большинство необходимых статей расходов нет.
2) Большинство сборов единоразовые и адресные, они подразумевают что каждый отдельный сбор нужно рекламировать и обосновывать донорам отдельно.
3) Есть возможность подписаться на регулярные донаты, но не похоже что эта функция пользуется популярностью. Спектр целей, на которые направляются эти средства, насколько я понимаю, очень узкий.
4) Репутация Байсола в какой-то степени пострадала во время бульбосрачей и, если я правильно информирован, первые конфликты были с организациями, которые обращались за финансированием и получали отказ.
Чтобы оценить насколько нынешняя система финансирования справляется с нашими потребностями, давайте рассмотрим несколько конкретных вопросов:
- представим, что нашелся крупный спонсор, готовый пожертвовать миллион. Сможет ли он сделать пожертвование? куда и кому он будет переводить деньги? кто будет распоряжаться этими деньгами? лично Андрей Стрижак, лично Франок Вечёрко?..
- срочно понадобилась сумма денег на непредвиденные расходы. Предположим, 50 000. Сколько времени понадобится чтобы собрать эту сумму не поднимая шума?
- участница движения хочет жертвовать 50 евро в месяц, ей нравится большинство проектов и структур: полк, НАУ, киберпартизаны, культура, диаспоры. Она сочувствует политзаключенным и также хочет им помочь. Как она будет это делать? 50 транзакций по одному евро каждый месяц?
- какую сумму пожертвования следует считать справедливой? я трачу 50 евро в месяц при доходе в 2000 евро, моя соседка жертвует 100 при зарплате в 1500, а её подруга донатит десятку от случая к случаю. Справедливо ли это? Сколько я должен донатить в месяц чтобы считаться честным беларусом?
Действующая сегодня система донатов формировалась в 2020 году, когда сами донаты на политику были чем-то новым для нашего общества. Были сильные эмоции. Донатить или не донатить, сколько донатить - каждому предлагалось решать для себя индивидуально. За три года ситуация полностью поменялась. Прочитаны книги, прослушаны лекции, пережиты "события". Грамотность и осознанность значительно выросла. Эмоции закончились. Мы живём за границей и многие уже поняли, что борьба может продлиться долгие годы. Мы стали другими людьми с другой мотивацией.
Я считаю, пришло время пересмотреть наши подходы к финансированию, особенно с учетом того, что скоро у нас появится настоящий выборный парламент, который сможет принимать решения непосредственно от нашего имени.
Агулам думкі правільныя. Лібер з Новай Беларуссю спрабуе падступіцца да гэтага пытання (протападаткі і протаразмеркаванне бюджэту). Пры чым гэта нічога нават не каштуе ахвярадаўцы, бо грошы бяруцца з падаткаў, якія і так падлягаюць аплаце.
Але гэта, канешне, дробязі ў маштабе протадзяржавы.
Як уцягнуць кожнага выехаўшага данаціць 1 еўра штомесяц - вялізнае пытанне. А эфект мог бы быць неверагодны: 200 - 500 К штомесяц.
Дзякуй за вашу думку і такі разгорнуты каментар.